1 июля в 1829 году арестант Петропавловской крепости написал письмо государю об изобретении подводной лодки

подводная лодка Казимира Черновского

1 июля 1829 года некий арестант Петропавловской крепости в Петербурге передал тюремному начальству письмо на высочайшее имя, в котором говорилось:

"В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать и надеюсь, что мое усовершенствование может иметь отличительный успех... Можно будет под водой подплывать под неприятельские корабли и оные истреблять, либо делать вылазку во всех местах, неожиданных неприятелем..."

Автор письма был доставлен в Петропавловку еще весной. По личному указанию императора Николая Первого он был помещен в одиночку и значился в категории "безвестный". Как можно судить из документов современников, заключенных этой категории, по установленным правилам, перевозили в закрытой кибитке, зашитой рогожами. Через маленький прорез в рогоже в подвижной тюрьме заключенному подавали фунт хлеба и давали пить два раза в сутки. Сопровождавший фельдъегерь не знал, кого он везет, так как арестанта ему сдавали уже зашитым в кибитке.

О "безвестном" изобретателе подводной лодки стало известно лишь в советское время, когда открылись архивы Петропавловки и было обнаружено "Дело по просьбе содержащегося в Санкт-Петербургской крепости минского дворянина Черновского об испытании изобретенного им подводного судна".

Казимир Черновский родился в 1791 году в Минской губернии. Примкнул к декабристам, но после мятежа чудом избежал ареста. Поступил учиться в Петербургскую медико-хирургическую академию и... начал вести революционную пропаганду среди студентов. Один из них накатал в охранку донос и Черновского арестовали – так он стал "безвестным".

Между тем письмо Черновского царю о подводной лодке возымело действие. Император распорядился дать подробное описание судна. И заключенный представил его аж на 32 листах. Согласно этому описанию, длина лодки составляла десять метров, ширина - до трех метров, высота - до двух. Корпус - из железа (заметим, что в то время все суда были деревянными), цилиндрической формы (нос заострен, корма тупая). В верхней части - выдвижная рубка с иллюминаторами. Система погружения - из 28 кожаных мехов, в которые поступает забортная вода; при всплытии вода выдавливается из мехов особыми рычагами. На лодке - огнестрельное оружие и самовоспламеняющаяся мина, которую можно подводить под днище вражеского корабля…

До сих пор все разумно и целесообразно. Но на дворе стоял век даже не паровых судов, а парусников. Ни двигатель, ни винт еще не были изобретены, и потому движитель подводной лодки выглядит наивно: 14 пар весел должны были двигать лодку вперед, а запас свежего воздуха размещался в кожаных мешках... 

Описание было направлено на экспертизу военному инженеру и математику. Тот отметил некоторые недостатки, в частности, плохую вентиляцию, но в заключении написал: "Хотя описанная лодка не удовлетворяет всем желаемым условиям, однако изобретение ее делает честь сочинителю..."

Лодку строить не стали, а Черновского перевели из Петропавловки в Шлиссельбург, самую мрачную государеву тюрьму. В 1831 году он попытался свести счеты с жизнью, ему поставили диагноз "душевная депрессия", а через три года сослали сначала в Архангельск, а затем в Сарапул (ныне Удмуртия), где он и умер в возрасте 56 лет в 1847 году.

Возможно, более пристальное внимание к новаторским идеям минского дворянина ускорило бы создание российских подводных судов, ведь кроме весел и кожаных мехов в нынешних подлодках есть все, о чем писал наш земляк.