Фрэнсис Дрейк — легендарный английский пират, совершивший «кругосветку» и ставший адмиралом
Имя Фрэнсиса Дрейка, пирата XVI века, носит пролив между Антарктидой и Огненной землёй, пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океан. И это одна из причин, почему его можно назвать самым известным реальным пиратом. Дрейк прославился тем, что осуществил кругосветное путешествие (второе в истории!) и принял активное участие в разгромлении испанского флота, который тогда называли Непобедимой Армадой. Одно время Дрейк был очень полезен британской короне, и поэтому в итоге даже смог получить титулы рыцаря и адмирала. В жизни пирата Её Величества было действительно много крутых штормов и поворотов...
Содержание
- 1 Дрейк в роли работорговца и его первые приключения
- 2 Путешествие Дрейка за сокровищами «Серебряного каравана»
- 3 Начало кругосветного путешествия английского корсара
- 4 «Золотая лань» идёт на север
- 5 Встреча Дрейка с индейцами и возвращение домой
- 6 Дрейк в роли адмирала и его последние годы жизни
- 7 Мифы и достопримечательности, связанные с личностью Дрейка
Дрейк в роли работорговца и его первые приключения
Фрэнсис Дрейк родился в семье корабельного священника в 1540 или 1541 году. Ещё будучи ребёнком (в возрасте от 10 до 13 лет), он завербовался юнгой на торговый корабль. Старик-капитан был впечатлён усердием юноши в морском деле, и поэтому решил завещать своё судно именно Дрейку. Таким образом, уже в 1561 году у Дрейка появился собственный корабль.
А когда Фрэнсис стал чуть постарше, его взял в своё плавание родственник — известный к тому времени моряк Джон Хокинс. Хокинс и Дрейк хотели нажиться на контрабандной работорговле. Схема «бизнеса» была незатейлива: взять рабов в Африке, а затем перевезти их в трюмах и продать в одной из колоний Испании в Вест-Индии (на островах Карибского моря).
Это знаменитый английский моряк Джон Хокинс — в каком-то смысле он являлся учителем Дрейка
Одна из экспедиций под руководством Хокинса, в которой участвовал Дрейк, состоялась в 1567 году. И так вышло, что около берегов Мексики английские суда подверглись вероломной атаке со стороны испанцев. Значительная часть этих судов ушла на дно, спастись смогли только два судна — Дрейка и Хокинса. Британские власти впоследствии требовали у короля Испанской империи (тогда им был Филипп II), чтобы он возместил ущерб за утраченные суда, но получили отказ. Узнав об этом, Дрейк сообщил, что сам заберёт всё, что сможет, у испанской короны.
Пират Фрэнсис Дрейк собственной персоной
То есть Дрейком во многих случаях двигала не только жажды наживы, но и желание отомстить. В скором времени он начинает действовать уже не как работорговец, но как пират — пускает ко дну и десятками грабит торговые корабли под испанскими флагами, попутно принося разрушения в прибрежные порты.
Путешествие Дрейка за сокровищами «Серебряного каравана»
Достаточно известна и подробно описана современниками экспедиция Дрейка 1572–1573 годов. Пират посетил испанские владения в Вест-Индии, захватил порт Номбре-де-Дьос, что находился на территории современной Панамы, и затопил некоторое количество судов неподалёку от гавани Картахены (порт Картахена в Карибском море ныне принадлежит Колумбии).
Вест-Индия на современной карте: в XVI веке практически все эти острова была испанскими
Кроме того, на Панамском перешейке ему удалось перехватить испанскую эскадру «Серебряный караван» — эта эскадра называлась так, потому что она перевозила около тридцати тонн серебра. Причём в ходе операции по захвату богатств с «Серебряного каравана» Дрейк проявил недюжинную изобретательность. Например, ему и его команде удалось прорваться сквозь кордон кораблей колониальных властей, которые патрулировали побережье, на обычном деревянном плоту. Сокровища же Дрейк заранее спрятал на берегу и вернулся за ними на следующую ночь. Это был настоящий успех для английского «джентельмена удачи».
9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут. И в результате стал известным на всю Англию корсаром (именно так в те времена называли пиратов, которые имели своеобразную лицензию от государства на захватывание и разграбление вражеских судов). Финансовое положение Дрейка значительно улучшилось — теперь он стал богатым и перестал зависеть от спонсоров и судовладельцев.
Начало кругосветного путешествия английского корсара
С годами репутация Дрейка как «железного пирата» и, одновременно, умелого военно-морского тактика, лишь крепла. И не удивительно, что при подготовке к морской войне с Испанией Фрэнсиса Дрейка вызвали для консультаций. Он сказал, что хорошим вариантом в данном случае стала бы атака на испанские территории и земли в Америке. Спустя какое-то время после этого Дрейк был приглашён на тайную аудиенцию к королеве Елизавете I. Их встреча состоялась в середине ноября 1577 года — пират и монаршая особа нашли что сказать друг другу.
Королева Елизавета I, которая негласно поддерживала пирата Дрейка
В итоге Елизавета I дала добро корсару на экспедицию к тихоокеанскому побережью Южной Америки. Кроме того, негласно Её Величество, как и ещё ряд почтенных джентельменов, стала спонсором этой экспедиции. Известно также, что Дрейку в ходе аудиенции королева подарила шёлковый шарфик с вышитыми золотом напутственными словами.
Вскоре для Дрейка построили шикарную флотилию из пяти кораблей. Кораблём-флагманом стал «Пеликан» с водоизмещением в сто тонн. Именно здесь располагалась каюта Фрэнсиса, которая также была обставлена очень богато. Вообще Дрейк даже во время путешествий предпочитал вести роскошный образ жизни — он ел из серебряной посуды, и во время трапезы его развлекали музыканты. Кроме того, рядом всегда стоял паж, готовый исполнить любое поручение.
Предположительно, так выглядела каюта Фрэнсиса Дрейка
13 декабря 1577 года флотилия Дрейка выдвинулась из Плимута и отправилась в далёкий и долгий путь. Сначала Дрейк и его команда (всего на всех кораблях — порядка 160 человек) совершили несколько разбоев в отношении испанских и португальских судов с ценными грузами у африканских берегов. Вдобавок ко всему команде удалось взять в плен португальского лоцмана, который хорошо знал безопасные морские дороги к Южной Америке.
В июне 1578-го флотилия Дрейка подошла к бухте Сан-Хулиан, расположенной сравнительно близко к Магелланову проливу. Во время зимовки здесь на одном из судов разразился бунт, который поддержала некоторая часть команды. Но этот бунт был подавлен, и Дрейк в итоге даже повелел казнить зачинщика по фамилии Доути — за предательство.
После зимовки и перед тем, как направиться непосредственно в Магелланов пролив, команда Дрейка перетащила на другие корабли всё ценное с двух самых малых судов флотилии, которые оказались сильно повреждены — их решено было оставить в порту.
Дальнейшее путешествие преподнесло очередной неприятный сюрприз. На выходе из Магелланова пролива все три корабля флотилии Дрейка попали в шторм — в результате один из них напоролся на скалы и утонул, а второй вышвырнуло обратно в пролив (его капитан впоследствии предпочёл уплыть обратно в Англию). И только «Пеликан» каким-то чудом смог пробиться к Тихому океану, после чего его отнесло очень сильно на юг. Таким образом, кстати, команде Дрейка удалось выяснить, что Огненная земля — это остров, а не часть какого-то неведомого материка.
В честь того что «Пеликану» удалось пережить столь сильный шторм, Дрейк переименовал его в «Золотую лань». И фигурку на носу корабля тоже приказал заменить.
Одна из существующих сегодня больших копий корабля «Золотая лань» («Пеликан»)
«Золотая лань» идёт на север
Итак, в распоряжении пирата остался всего один корабль. Но Дрейк как настоящий авантюрист решил не отступать и продолжил миссию. Судно направилось на север, к берегам Чили.
А Дальше Дрейку начинает очень сильно везти как пирату. В портах на западном побережье Южной Америки он не встречал практически никакого сопротивления (испанцы просто не думали, что кто-то может туда добраться), и это позволяло легко получать добычу.
В частности, был разграблен порт Вальпараисо (находится на территории современной Чили). В этом порту пиратам достался особенно большой куш — корабль, нагруженный золотом и дорогостоящими предметами. И в самом городе тоже был обнаружен солидный запас золота.
Но всё же через какое-то время реакция на действия Дрейка последовала: правитель Перу направил два корабля в погоню за «Золотой Ланью». Также был выставлен патруль в Карибском море — на случай, если Дрейк с командой попытается перебраться через Панамский перешеек. Но всё это не помогло — Дрейк ушёл от возможных преследователей на север, и уже там продолжил грабить суда с драгоценностями. Число кораблей, попавших под горячую руку корсара, точно установить нереально, но ясно, что добыча была поистине огромной.
Дрейк не скрывал свою принадлежность к Англии — он грабил под английскими флагами
План Дрейка был таким — найти где-нибудь на севере пролив, ведущий на восток, и по этому проливу добраться до Атлантики. Впрочем, вскоре Дрейк понял, что вернуться прежним путём домой вряд ли удастся. Чем дальше плыло судно, тем больше беспокоились члены экипажа. Линия берега всё отклонялась и отклонялась к северо-западу — прохода на восток так и не обнаружилось.
Невесёлому настрою моряков соответствовали ухудшающиеся погодные условия. Становилось всё холоднее, с неба зачастили дожди со снегом. В определённый момент снасти даже покрылись слоем льда, и это осложнило управление кораблём.
Встреча Дрейка с индейцами и возвращение домой
Экспедиции Дрейка, по-видимому, всё же удалось достичь 48 параллели северной широты — и в этих местах Северной Америки ранее не бывал ещё ни один европейский корабль. Но здесь Дрейк понял, что дальше идти нет смысла. Поэтому Корабль повернул обратно на юг и спустился обратно, в более тёплые широты.
В июне 1579 года в районе 38° северной широты (то есть неподалёку от нынешнего Сан-Франциско) команда «Золотой Лани» высадились на берег с целью отдохнуть и отремонтировать корабль. Тут их встретили местные индейцы. Причём какого-либо враждебного отношения туземцы не проявили — они приняли странных пришельцев за богов. Осознав это, «боги» не растерялись и обменяли некоторые вещи с «Золотой лани» на еду и воду.
Фрэнсис Дрейк и члены его команды высаживаются в неведомых землях
Англичане провели здесь ещё несколько недель. И индейцы, чем больше общались с путешественниками, тем больше верили в то, что встретились с богами. Согласно описанию корабельного священника, в какой-то момент индейский вождь без всякого насилия передал власть «главному из богов» — Дрейку.
Пират захотел присоединить к Соединённому королевству открытую им землю. Он дал ей название «Новый Альбион». Для подтверждения права на владение землёй была изготовлена специальная пластина из меди с соответствующим текстом. Пластину закрепили на столбе, а вместо печати Дрейк якобы оставил серебряную монетку с портретом королевы.
Отдохнув и взвесив все «за» и «против», Дрейк решил поплыть на запад. Тем более, что ещё у побережья Никарагуа команде удалось взять с собой в качестве добычи испанские карты Тихого океана.
От берегов Америки судно «Золотая лань» отплыло на запад в июле 1579 года. И всё получилось в общем-то так, как и задумывалось. Сначала команда Дрейка остановилась на Филлипинах, затем на Моллукском архипелаге, а затем на острове Ява. Дальше уже были относительно знакомые места — корабль обогнул мыс Доброй Надежды и сделал по дороге домой только ещё одну остановку — в Сьерра-Леоне.
Маршрут кругосветного путешествия Дрейка на карте
Итак, в сентябре 1580 года Дрейк триумфально прибыл в Плимут. Его корабль был набит сокровищами на сумму 600000 фунтов, что равнялось размеру доходов Британского королевства за два года. Королева сразу же наградила Дрейка рыцарским титулом. Фактически Дрейк стал первым человеком, который осуществил кругосветку от начала и до конца (Магеллан, как известно, умер в пути).
Елизавета I прямо на корабле посвящает Дрейка в рыцари
Дрейк в роли адмирала и его последние годы жизни
Став дворянином, Дрейк приобрёл для себя уютное поместье и сыграл свадьбу – его женой стала девушка из богатой семьи. Также он одно время выполнял обязанности мэра Плимута и заседал в парламенте. Но всё же размеренная жизнь ему не слишком-то нравилась. Поэтому он организовал ещё несколько экспедиций в Карибский бассейн.
А в 1588 году Дрейк уже являлся британским адмиралом. В победе над «Непобедимой армадой» он сыграл роль, которую трудно переоценить. Строго говоря, сэр Фрэнсис Дрейк внёс очень эффективные новшества в тактику ведения морских сражений. Он делал ставку прежде всего на скорость кораблей, и поэтому смог победить испанский флот, который в целом был вооружён более мощными орудиями. Новая тактика англичан выглядела так: сначала книппелями портились паруса вражеского судна — это обездвиживало его и превращало стоячую мишень, а затем использовались все имеющиеся в арсенале средства для его разрушения.
Дрейк отличился, в том числе, и в Гравелинском морском сражении, в котором Непобедимая Армада проиграла
А в 1589 году Дрейк практически командовал объединёнными силами английского флота, в его распоряжении находилось более 150 боевых судов — удивительная карьера для бывшего пирата-корсара!
Но даже после этого он не успокоился — ему захотелось совершить ещё одну экспедицию к островам Центральной и Южной Америки за золотом и сокровищами. В это плавание легендарный корсар отправился в 1595 году, и оно стало, к сожалению, для него роковым.
Экспедиция с самого начала не задалась: погода за бортом была отвратительная, среди членов экипажей кораблей (а под руководством Дрейка, между прочим, была целая эскадра) стали распространяться дизентерия и тропическая лихорадка. К тому же Дрейк завёл корабли в неблагоприятное из-за гуляющих вокруг сильных ветров место у островка Эскудо-ле-Верагуа. Шло время, продовольственные запасы на судах стали подходить к концу, и это, конечно, тоже не прибавляло радости матросам…
А потом дизентерией заразился сэр Дрейк. С этим недугом он справиться уже не смог. Умер легендарный пират 28 января 1596 года — корабль в это время находился в пути. Прославленного «морского волка» похоронили под залпы пушек прямо в море, в специальном свинцовом гробу. В Плимут эскадра (точнее, то, что от неё осталось) возвратилась уже без капитана.
Картина художника Томаса Дэвидсона «Похороны адмирала Дрейка»
Мифы и достопримечательности, связанные с личностью Дрейка
Как свидетельствуют те, кто знал Фрэнсиса Дрейка, он был раздражительным, жадным, властолюбивым и весьма суеверным человеком. И уже при его жизни появилась испанская легенда о том, что в молодости Дрейк продал душу дьяволу и взамен получил удачливость в морских сражениях и приключениях. Также существовало поверье, что именно Дрейк навлёк жуткие штормы на «Непобедимую Армаду», и якобы ему в этом помогли ведьмы, с которыми он довольно близко общался с детства. Конечно, это всего лишь слухи и мифы.
С другой стороны, многим экспертам-историкам очевидно, что «жадный» Дрейк отнюдь не только ради несметных сокровищ предпринимал рискованные экспедиции. Как и всех великих мореплавателей, его влекли неизведанные земли, стремление побывать в местах, где до него не был ещё никто. И мореходы следующих поколений обязаны многими значимыми уточнениями на мировой карте именно этому корсару.
Кстати, есть версия, что картошку в Европу впервые привёз именно Дрейк, но, скорее всего, она не соответствует действительности. Вероятно, это всё-таки было сделано раньше испанцами. Однако в германском городке Оффенбург, в середине XIX века была установлена каменная статуя великого корсара с цветком картофеля в ладони – её автором был скульптор Андре Фридрих.
Памятник Фрэнсису Дрейку с картофелем (к сожалению, не сохранился до наших дней)
Сегодня Дрейка больше всего чтут и помнят, конечно, в Британии. Его портрет даже в 1973 году красовался на одной из марок Соединённого Королевства.
Марка 1973 года с пиратом Дрейком
И особенно много памятных мест, связанных с Дрейком, есть в городе Плимуте. Здесь стоит его памятник и работает музей Дрейка. А в Лондоне на южном берегу Темзы можно увидеть воссозданное судно «Золотая лань» — сегодня оно является туристической достопримечательностью. Впрочем, как и усадебный дом, в котором когда-то жил Дрейк — Бакленд-Эбби.
Вход в поместье Бакленд-Эбби сегодня
Этот дом давным-давно уже превращён в музей. И одним из самых важных его экспонатов является барабан Дрейка. Говорят, он начинает звучать сам по себе в дни знаменательных и судьбоносных для Великобритании событий…
Докуметальный фильм «Фрэнсис Дрейк. Покорение семи морей»