События 28 февраля

29 февраля 1792 года
Джоаккино Россини

В 1792 году в небольшом итальянском городке Пезаро в небогатой семье родился Джоаккино Россини, ставший признанным классиком итальянской оперной школы.

«Солнцем Италии» назвал Генрих Гейне этого композитора и был прав. Россини завершает период классицизма в итальянской музыке и одновременно является представителем только зарождающейся национальной школы, тесно связанной с народными традициями.

Еще маленьким мальчиком Джоаккино выступал в опере, исполнив роль маленького Адольфо в опере Фердинандо Паэра «Камилла». Первое появление оказалось очень успешным. Многие современники пророчили юному Джоаккино блистательную певческую карьеру. Мальчик имел все данные для этого. Однако желание сочинять музыку взяло верх. Для семейной труппы Момбелли он пишет оперу «Деметрио и Полибио». Впервые опера увидела свет через 6 лет после ее написания, 18 мая 1812 года в римском театре «Балле», поразив современников теплыми и искренними чувствами, столь мало свойственными серьезной опере того времени. После этого опера «Деметрио и Полибио» ставилась многими крупнейшими театрами Европы. В 20 лет Россини был автором уже шести опер, каждая из которых явилась очередным шагом на пути совершенствования композиторского мастерства. После премьеры его очередной оперы газета «Миланский курьер» писала о молодом авторе: «Россини — молодой гений, который подает надежду, что достигнет превосходных результатов. Воспитанный на принципах строгой школы, он отличается от множества современных композиторов великолепным и живым колоритом, самобытным стилем».

Период интенсивного творчества Россини продолжался всего около двадцати лет. За это время им было создано свыше тридцати опер, многие из которых – «Итальянка в Алжире», «Танкред», «Севильский цирюльник» – за короткое время обошли все столичные театры Европы и принесли автору всемирную славу. Именно Россини при создании опер впервые провозгласил главенствующее значение музыки и стал утверждать, что в опере музыка не должна быть служанкой текста. Напротив – слова должны следовать за мелодией.

28 февраля 1821 года

Она не была красавицей, но обладала способностью к трагическому переживанию. К тому же у нее был вкус. Очень скоро Рашель стала самой популярной женщиной Парижа. Популярность эта была столь велика, что, по свидетельству Стендаля, человек из общества мог смело отклонить давно условленный визит, сославшись на то, что ему достался билет на мадемуазель Рашель, — и не услышать упрёка в невежливости. В Париже ее увидел на сцене император Николай I и пригласил в Санкт-Петербург. Здесь ее ждал ошеломляющий успех. Как гостеприимный хозяин и почитатель талантов царь подарил ей кольцо с изумрудом и двенадцатью бриллиантами…

Звезда ее закатилась довольно рано, она умерла в 38 лет. Элиза Рашель много гастролировала, и однажды в Америке у нее открылась чахотка, которая и свела актрису в могилу.

28 февраля 1840 года

В 1840 году в Петербурге на одном из блестящих балов, дававшихся графиней Александрой Лаваль, по пустячному поводу столкнулись поручик лейб-гвардии гусарского полка Михаил Лермонтов, уже знаменитый русский поэт, и сын французского посланника в России Эрнест де Барант. Спустя два дня неподалеку от места пушкинского поединка состоялась дуэль на шпагах. Когда одна из шпаг переломилась, дуэлянты перешли на пистолеты. Француз промахнулся, русский выстрелил в воздух — драчуны помирились и разъехались. За дуэль Лермонтова вторично выслали на Кавказ, в действующую армию (в первый раз он был подвергнут кавказской высылке за стихотворение «Смерть поэта»).

28 февраля 1866 года

В 1866 году в Москве родился Вячеслав Иванов — поэт-символист, переводчик, драматург и литературный критик, один из идейных вдохновителей Серебряного века русской культуры.

Помертвела белая поляна,
Мреет бледно призрачностью снежной.
Высоко над пологом тумана
Алый венчик тлеет зорькой нежной.
В лунных льнах, в гробу лежит царевна;
Тусклый венчик над челом высоким...
Месячно за облаком широким, -
А в душе пустынно и напевно...

«Вячеслав Великолепный», «маг» русского символизма, философ, филолог, мистик, непогрешимый судья поэтической эрудиции, любимый герой пародистов, издевавшихся над его архаически-возвышенным языком — все это Вячеслав Иванов.

На «башне» — так называлась квартира Ивановых на 7 этаже против Таврического сада — каждую среду собирались все самые одаренные и примечательные люди эпохи. Иванов был непревзойденным учителем поэзии. Символизм был для него не литературной школой, а системой мировоззрения. У него это учение приобрело наиболее связный и законченный вид.

28 февраля 1915 года

В феврале 1915 года в германском кольце в Августовских лесах Восточной Пруссии погиб арьергардный 20-й корпус 10-й русской армии. Его солдаты и офицеры, израсходовав почти весь боезапас, 28 февраля пошли в последнюю штыковую атаку и были почти в упор расстреляны немецкой артиллерией и пулеметами. Более 7 тысяч русских воинов погибли, остальные были захвачены в плен.

Пораженный отвагой врага немецкий военный корреспондент Брандт писал: «Попытка прорваться была полнейшим безумием, но это святое безумие — геройство, которое показало русского воина таким, каким мы его знаем со времен Скобелева, штурма Плевны, битв на Кавказе и штурма Варшавы! Русский солдат умеет сражаться очень хорошо, он переносит всякие лишения и способен быть стойким, даже если ему неминуемо грозит при этом верная смерть!»

28 февраля 1980 года
Гарик «Бульдог» Харламов

В 1980 году в Москве родился Гарик «Бульдог» Харламов, российский комедийный актер и телеведущий, участник российского теле-проекта «Камеди клаб», а до того лидер московской команды КВН «Незолотая Молодёжь».

Его настоящее имя Игорь Харламов. В детстве он мечтал стать клоуном или милиционером. За дурачества и весёлые розыгрыши его выгоняли подряд из четырёх школ. Когда Гарик был подростком, его родители разошлись. Отец уехал в США и забрал сына с собой. В 16 лет, в Чикаго, Гарик прошёл отбор в знаменитый «Харендт» — школу и театр в одном лице. В группе был единственным русским, играл порядка шести спектаклей в месяц. В основном мюзиклы. Но спустя некоторое время его мама родила двойняшек Катю и Алину, и Гарик вернулся в Москву. Окончил Государственный Университет Управления по специальности «Управление персоналом». Впрочем, по специальности никогда не работал. 7 лет играл в КВН за команды «Сборная Москвы» и «Незолотая молодежь». Работал ведущим на Муз-ТВ. Был ведущим реалити-шоу «Офис» на ТНТ, сейчас участвует в юмористическом шоу «Камеди клаб». Чаще всего Гарик «Бульдог» выступает в паре с Гариком Мартиросяном и Тимуром «Каштаном» Батрутдиновым.

28 февраля 1988 года

В 1988 году в азербайджанском городе Сумгаите произошел армянский погром — первый массовый взрыв этнического насилия в новейшей советской истории.

Город Сумгаит, ставший с тех пор печальным символом межэтнического насилия, был построен в конце 40-х годов прошлого века. Первыми его жителями были самые низы советского общества — зэки, выпущенные из сталинских лагерей, азербайджанцы, покинувшие Армению, куда стали в массовом порядке возвращаться армяне-репатрианты, а также обнищавшие армянские рабочие из Карабаха. К концу восьмидесятых годов в городе резко обострились социальные проблемы. Население стремительно росло, достигнув численности в четверть миллиона человек, и в городе стала остро ощущаться нехватка жилья. Рабочие ютились в перенаселенных общежитиях. Городские химические предприятия были среди первых в Советском Союзе по уровню загрязнения окружающей среды. Детская смертность была столь высока, что в Сумгаите возникло даже специальное детское кладбище. Уровень преступности зашкаливал. Средний возраст горожан конца 80-х составлял двадцать пять лет, причем каждый пятый житель Сумгаита имел судимость. В период между 1981 и 1988 годами в Сумгаит вернулось более двух тысяч вышедших на свободу заключенных.

О том, что азербайджанцев убивают и насилуют в Карабахе и Армении, говорили на первом сумгаитском митинге, который состоялся 26 февраля перед зданием горкома партии на площади Ленина. На нем присутствовало от силы 50 человек. На следующий день число участников очередного митинга выросло уже до нескольких тысяч. Выступавшие пользовались мегафоном. Перед собравшимися выступила второй секретарь горкома партии Мелек Байрамова, которая потребовала, чтобы армяне покинули Азербайджан. А азербайджанский поэт Хыдыр Алову закончил свою зажигательную речь словами: «Смерть армянам!».

Вечером 27-го февраля по Центральному телевидению выступил заместитель Генерального прокурора СССР Катусев, чтобы сообщить о том, что 22 февраля в стычке близ Аскерана погибли двое азербайджанцев. При этом он не упомянул, что по крайней мере один из них погиб от руки милиционера-азербайджанца. В тот же день сумгаитские «митинги», на которых собравшиеся призывали убивать всех армян, переросли в полномасштабный погром, который достиг своего пика 28 февраля. Том де Ваал, автор книги о карабахском конфликте, говорит что «Советский Союз в мирное время никогда не переживал того, что произошло потом. Банды численностью от десяти до пятидесяти и более человек слонялись по городу, били стекла, поджигали автомобили, но главное — искали армян».

Хотя милиция бездействовала и даже в ряде случаев участвовала в погромах, некоторые азербайджанцы пытались оказывать помощь армянам. Когда наконец, с большим опозданием, в город прибыл полк внутренних войск, солдатам был дан приказ стрелять холостыми, а не боевыми патронами. Тысячи армян нашли убежище в здании Дворца культуры на площади Ленина, где их взяли под охрану военные.

Первым побуждением советских властей было скрыть происходящее. Всю неделю средства массовой информации сообщали о беспорядках в Израиле, Южной Африке и Панаме, но ни словом не обмолвились о событиях в Азербайджане. Когда же замалчивать события стало невозможно, дело попытались представить как «хулиганские выходки», а не межнациональный конфликт. На судебных процессах убийства квалифицировались как убийства из хулиганских побуждений. Государственный обвинитель Козловский заявил, что наравне с армянами в Сумгаите пострадали и представители других национальностей. По делу было осуждено около восьмидесяти человек. Один из осужденных, Ахмед Ахмедов был приговорен к смертной казни.

Итогом сумгаитских погромов, продолжавшихся три дня, стали десятки убитых, значительная часть из которых - заживо сожженные после избиений и пыток, сотни раненых, многие из которых стали инвалидами, изнасилованные, среди которых несовершеннолетние девочки, множество сожженных или разбитых автомобилей, разгромленных квартир, мастерских, магазинов, киосков, других объектов общественного назначения, тысячи беженцев…

Насилие, оставшееся безнаказанным, породило насилие. Сумгаитский погром, вызвавший отток армянского населения из Азербайджана, спровоцировал армянскую реакцию против азербайджанцев в Армении. Ответом на это явилась резня армян в Баку. В конечном итоге все это привело к карабахской войне 1991—1994 годов.

Сумгаитские события стали первым, но, увы, не последним крупным межнациональным конфликтом в новейшей советской истории. Подобные конфликты, некоторые из которых сопровождались проявлениями средневековой жестокости, вспыхнули в разных частях СССР. Вскоре сообщения о них стали привычными. Беженцы с юга и востока наводнили центральные части страны.