4 января в 1772 году в Петербург из Парижа прибыли 158 картин мастеров западноевропейской живописи

«Даная» — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.

В 1772 году в Петербург из Парижа прибыли 158 картин мастеров западноевропейской живописи, в том числе семь картин Рембрандта и среди них - знаменитая "Даная". Купить эти полотна посоветовали Екатерине II князь Дмитрий Голицын, в ту пору российский посол во Франции, и французский просветитель Дени Дидро, с которым русская императрица состояла в переписке. Так начиналась коллекция шедевров Эрмитажа.

Екатерина любила картины, но еще более она любила античные камни. Страсть эту она называла "камейной болезнью". В Париже по ее указу было куплено сначала собрание драгоценных камней герцога Луи-Филиппа Орлеанского из полутора тысяч гемм. А потом Эрмитаж пополнился коллекцией хранителя венского кабинета древностей де Франса: 2337 гемм. Так что у Екатерины были веские основания говорить: "Все собрания Европы по сравнению с нашим - лишь детские затеи".

Но вернемся к покупке живописных полотен. Этой акцией, наделавшей в Европе много шума, русская императрица заложила традицию коллекционирования, ставшую в XIX веке государственной политикой. С екатерининских времен Эрмитаж только накапливал сокровища искусства. Но так было не всегда. В двадцатых годах прошлого века большевики стали потихоньку продавать их за границу. В сложной экономической и политической ситуации новой власти было не до искусства - главное добыть валюту. И, например, на самой крупной в истории выставке Василия Кандинского, организованной в 1972 году в нью-йоркском музее Гуггенгейма, посетители могли прочитать под некоторыми картинами надписи: "Приобретено у ленинградского Эрмитажа в таком-то году". Проданного, увы, теперь не вернешь.