В 1710 году родился итальянский композитор Джованни Баттиста Перголези. Прожив чрезвычайно короткую жизнь, он, однако, обессмертил свое имя созданием первой классической оперы-буффа. Оглушительный успех, сопровождавший «Служанку-госпожу», положил начало триумфальному шествию этого жанра. Перголези – автор духовной кантаты Стабат Матер – одного из величайших произведений в истории музыки. Именно оно звучит в фильме Андрея Тарковского «Зеркало».
События 4 января
В 1772 году в Петербург из Парижа прибыли 158 картин мастеров западноевропейской живописи, в том числе семь картин Рембрандта и среди них - знаменитая "Даная". Купить эти полотна посоветовали Екатерине II князь Дмитрий Голицын, в ту пору российский посол во Франции, и французский просветитель Дени Дидро, с которым русская императрица состояла в переписке. Так начиналась коллекция шедевров Эрмитажа.
Екатерина любила картины, но еще более она любила античные камни. Страсть эту она называла "камейной болезнью". В Париже по ее указу было куплено сначала собрание драгоценных камней герцога Луи-Филиппа Орлеанского из полутора тысяч гемм. А потом Эрмитаж пополнился коллекцией хранителя венского кабинета древностей де Франса: 2337 гемм. Так что у Екатерины были веские основания говорить: "Все собрания Европы по сравнению с нашим - лишь детские затеи".
Но вернемся к покупке живописных полотен. Этой акцией, наделавшей в Европе много шума, русская императрица заложила традицию коллекционирования, ставшую в XIX веке государственной политикой. С екатерининских времен Эрмитаж только накапливал сокровища искусства. Но так было не всегда. В двадцатых годах прошлого века большевики стали потихоньку продавать их за границу. В сложной экономической и политической ситуации новой власти было не до искусства - главное добыть валюту. И, например, на самой крупной в истории выставке Василия Кандинского, организованной в 1972 году в нью-йоркском музее Гуггенгейма, посетители могли прочитать под некоторыми картинами надписи: "Приобретено у ленинградского Эрмитажа в таком-то году". Проданного, увы, теперь не вернешь.
В 1809 году в семье шорника в поселке Купвре под Парижем родился Луи Брайль. В трехлетнем возрасте, играя в мастерской отца, он выколол себе глаз шилом. Скоро перестал видеть и второй глаз. В 1824 году пятнадцатилетний слепой мальчик изобрел замечательно простую и надежную систему чтения пальцами - систему Брайля, - которой и по сей день пользуется весь мир. Система состоит всего из шести одинаковых выдавливаемых на бумаге бугорков, по-разному располагаемых в стандартной ячейке. С помощью системы Брайля записывают и читают не только текст, но и музыку, математические символы и так далее - на многих языках.
В 1879 году в Петербурге была образована одна из первых революционных рабочих организаций «Северный союз русских рабочих». Основателями подрывного союза стали Виктор Обнорский и Степан Халтурин. Первый побывал за границей и в качестве основы программы своей революционной организации взял перевод программы германской социал-демократии. Это было вполне в традиции российских революционеров - переводить чужую конституцию и объявлять ее единственно верной для России, как делали декабристы. Подготовленная Обнорским программа была принята на общем собрании «Северного союза русских рабочих». Ее конечной целью провозглашалось «ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». В союз вступило порядка двух сотен рабочих, организовавших выпуск первой в России рабочей газеты «Рабочая заря».
От красивых переводных слов о свободах революционеры очень скоро перешли к кровавым делам. Степан Халтурин, например, вступил в террористическую организацию «Народной воли». В феврале 1880 года он произвел мощный взрыв в Зимней дворце. В 1882-ом участвовал в убийстве одесского прокурора. И в том же году был повешен. Но это произошло позже, начиналось же все в 1879 году с прекраснодушных слов.
В 1909 году в Петербурге открылся Литейный театр. Его создал антрепренер Вениамин Александрович Казанский. Выпускник Московского филармонического училища, Казанский работал в Малом театре, был партнером Веры Комиссаржевской, пробовал свои силы в режиссуре. Так, первый его спектакль, "Фарс", смешил публику, второй, "Модерн", развлекал последним словом электрофотографической техники. Но вот Театр на Литейном обещал не смешить и не развлекать, а пугать: "Лиц со слабыми нервами просят не смотреть, ввиду особой тяжести пьес" – интригующе предупреждали афиши.
На премьере зрителям показали три пьесы. В первой - "Лекция в Сальпетриере" по Эдгару По - врач-психиатр насиловал загипнотизированную им пациентку, а та, мстя обидчику, выплескивала ему в лицо склянку соляной кислоты. В другой пьесе – "Мороз по коже" - проститутка убивала соперницу в ночном кабачке. В третьей – "Система доктора Гудрона", опять же по Эдгару По, – два журналиста, пришедшие в дом скорби, чтобы сделать репортаж о новой системе лечения душевнобольных, чуть было не лишились жизни.
Театр Казанского обвиняли в подражательности: он во всем следовал парижскому театру "Гран Гиньоль", во главе которого стоял создатель, режиссер и автор "страшных пьес" Андре де Лорд. Тем не менее, Литейный театр пользовался большой популярностью: влечение к брутальному в те годы буквально захватило общество. Корней Чуковский, отмечая сильнейшую вспышку некрофильства в литературе, писал: "Саван сделался самой модной в России одеждой. Трупы и трупики стали львами сезона".
В 1932 году родился выдающийся кинематографист неоднократный обладатель престижных призов Берлина и Канна, неоднократный номинант на «Оскар» за лучшую зарубежную картину Карлос Саура. В детстве он мечтал стать танцором фламенко, а стал профессиональным фотографом и режиссером. Его называют самым испанским из всех испанских кинорежиссеров. Саура снял более 40 фильмов. Особенным успехом пользуется его трилогия «Кровавая свадьба», «Кармен» и «Колдовская любовь».
В 1934 году родился Зураб Церетели, выдающийся живописец, скульптор и график, президент Российской Академии художеств. Автора Петра, возвышающегося над Москвой и вызвавшего большой резонанс в обществе, называют модным скульптором и любимцем московского мэра. И действительно Церетели увековечил свое имя во многих скульптурных украшениях российской столицы. В Москве пока остались не реализованы, по крайней мере, два проекта скульптора: второй Царь-колокол и памятник под названием «Я шагаю по Москве», который должен напоминать молодого Никиту Михалкова в одноименном фильме.
В 1966 году родился актер, сценарист и режиссер Тигран Кеосаян. Его отец - Эдмонд Кеосаян – кинорежиссер, прославившийся приключенческой лентой «Неуловимые мстители». Мама Тиграна - Лаура Геворкян – заслуженная артистка Армении. Свою первую роль в кино она сыграла в картине мужа (жена Кудасова в «Новых приключениях неуловимых»). Понятно, что детство мальчика фактически прошло на съемочной площадке.
Тигран Кеосаян лауреат Гран-при первого международного фестиваля музыкальных роликов «Поколение-92» (за клип Натальи Ветлицкой), лауреат приза ТЭФИ за «Лучший фильм 1998 года» (новогодняя комедия с элементами мелодрамы «Бедная Саша» с Александром Збруевым в главной роли - безусловно, его большая режиссерская удача), лауреат специального приза жюри фестиваля «Кинотавр-2001» (за фильм «Президент и его внучка») и, наконец, лауреат приза фестиваля «Окно в Европу 2001» (за фильм «Ландыш серебристый»). Успех у зрителей имел и его сериал о чеченской войне «Мужская работа», где главные роли исполнили Федор Бондарчук и жена Кеосаяна Алена Хмельницкая.
4 января 1969 года вступила в силу Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Жители Великобритании, например, если судить по публикациям в прессе, это сразу почувствовали. До того в газетах можно было видеть объявления о сдаче квартир с припиской "только европейцам". Подобные оговорки были тут же объявлены в Англии незаконными и исчезли.