Развитие русской культуры в первой половине XIX века
Характерными чертами культуры первой половины XIX в. были: ее демократизация; увеличение числа деятелей культуры из непривилегированных сословий; тесное взаимодействие русской культуры с мировой, в первую очередь с европейской; начало мирового признания лучших достижений русской культуры.
Содержание
Просвещение
В начале века, с образованием Министерства народного просвещения, в России впервые создается единая государственная система народного образования. Вся страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых предполагалось иметь университет. Было создано четыре типа учебных заведений. Начальное образование дети получали в одноклассных школах, которые создавались при церковных приходах (отсюда и их название — приходские), а также в двухгодичных уездных училищах (они создавались в уездных городах).
В приходских школах чтению, письму, арифметике и Закону Божию учились, как правило, дети крестьян; в уездных училищах начальное образование получали преимущественно дети купцов, мещан, мелких чиновников. Дворянские дети первоначальное образование обычно получали дома под руководством иностранцев — французов или немцев.
В губернских городах создавались средние учебные заведения — гимназии с четырехлетним сроком обучения — для детей дворян и чиновников. Окончание гимназии давало право поступления в высшие учебные заведения — университеты.
Кроме действовавшего с 1755 г. Московского, в первой четверти XIX в. были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский университеты. По уровню даваемых Знаний близко к университетам стояли лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.
Это были привилегированные учебные заведения, предназначенные исключительно для детей дворян, готовившие молодых людей к государственной службе.
Однако во второй четверти XIX в. по новому уставу учебных заведений каждый тип школы становился сословно обособленным. Так, приходские одноклассные школы предназначались для детей «самых низших состояний», трехклассные уездные училища — для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей». Для детей дворян, чиновников, крупных купцов были предназначены семилетние гимназии, окончание которых давало право поступления в университеты и другие высшие учебные заведения.
Книгопечатание и книготорговля
Во второй четверти XIX в. в стране увеличилось число образованных людей. Этому во многом способствовал рост печати, расширение книготорговли, открытие публичных библиотек. Несмотря на ограничительные меры и строгость цензуры, росло число издаваемых книг, открывались новые газеты и журналы. В конце 50-х гг. в России ежегодно издавалось около 2 тысяч книг. Число же периодических изданий за полвека увеличилось более чем в 3,5 раза.
Литература
Большое значение в развитии русской национальной культуры и духовной жизни, в развитии общественной мысли и осознании окружающей действительности имела литература. На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г. Державин. Основоположником сентиментализма в русской литературе был Н. Карамзин («Бедная Лиза»). Однако сентиментализм просуществовал недолго. Война 1812 г. вызвала к жизни новое направление — романтизм. Наиболее видным представителем раннего романтизма был В. Жуковский (баллады «Людмила», «Светлана»). Отдал дань романтизму и А. Пушкин (поэма «Цыганы»). Но и романтизм как ведущее литературное направление был не долог. На смену ему пришел реализм, представителями которого были А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и И. Крылов. Утверждение этого направления в 30-е годы связано с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. Основоположником реализма, который прочно утвердился в русской литературе, по праву считается А. Пушкин («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.).
И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич. Худ. Г. Чернецов
Пушкин создал классические образцы литературы всех жанров, существующих и поныне: рассказ и поэму, повесть и трагедию, лирику и роман, сказку и публицистику, рецензию и эпиграмму, очерк и путевые записки. «Он у нас — начало всех начал»,—верно сказал о нем Горький. Пушкин был вольнолюбец. Он часто повторял слова М. Ломоносова: «Не только царю, но и самому Господу Богу холопом быть не хочу!»
Эпоха правления Николая I, несмотря на политическую реакцию, не была временем духовной спячки. Она стала поистине «золотым веком» русской художественной литературы. Во второй четверти XIX в. писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь. В это время начинают свое творчество И. Тургенев, Ф. Достоевский и Л. Толстой.
Литература в условиях отсутствия свободы слова и печати имела особое значение. Она была ведущей областью духовной жизни в России. «Литература у народа, не имеющего политической свободы,— писал А. Герцен,— единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Именно в XIX в. появляется такая профессия, как писатель.
Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в качестве традиционных черт русской литературы неразрывно связано с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя. К реалистическому направлению принадлежали вступившие в литературу в 40—50-е гг. Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве в первой половине XIX в. также происходит последовательная смена трех основных направлений: классицизм постепенно сменяется романтизмом, а затем уступает место реализму. Крупнейшими представителями классицизма были архитекторы А. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Захаров (Адмиралтейство), К. Росси (ансамбль Дворцовой площади и др.), О. Бове (ансамбль Театральной площади и Манеж в Москве), скульптор И. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве). Все эти памятники русского классицизма по праву входят в число мировых шедевров.
Казанский собор в Петербурге. Архитектор А. Н. Воронихин
Большой театр. Литография с оригинала И. Вивьена
Карл Павлович Брюллов
Хотя в первой половине XIX в. официальным стилем живописи продолжал оставаться классицизм, выражавшийся в преобладании религиозной и мифологической тематики, в портретах О. Кипренского и В. Тропинина, в живописи К. Брюллова, А. Иванова преобладает романтическая теплота и мягкость. Подлинным шедевром русской романтической живописи стало полотно Брюллова «Последний день Помпеи». Кисти О. Кипренского принадлежит лучший прижизненный портрет А. Пушкина. Написанный с натуры в 1827 г. по заказу А. Дельвига, лицейского товарища Пушкина, портрет этот не только исторически конкретен, но в нем чувствуется стремление художника дать собирательный образ идеальной творческой личности. Не случайно сам Пушкин, увидев этот портрет законченным, заметил:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Александр Сергеевич Пушкин. Худ. О. Кипренский
Бытовые сельские идиллические картины А. Венецианова («На пашне», «Утро помещицы») стали шагом к развитию реалистической живописи, которую представлял П. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора»).
Музыка
В начале XIX в. замечается оживление русской музыкальной жизни. В 1802 г. открывается первое «Филармоническое общество». Многие вельможи и богатые помещики заводят оркестры из крепостных. Открываются музыкальные магазины. Композиторы все чаще стали обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям. Получает развитие и русская опера (композиторы Кавос, Верстовский). Однако реализм и народность в русской опере связаны с именем М. Глинки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), который по праву считается не только создателем национального направления русской музыки, но и основоположником национальной русской оперы. Последователем Глинки был другой выдающийся русский композитор А. Даргомыжский (опера «Русалка» и др.).
Михаил Иванович Глинка, композитор, основоположник русской классической музыки
В первой половине XIX в. русская культура развивается в постоянном взаимодействии с культурой Западной Европы. Более того, она начала оказывать влияние на культуру других народов.
К середине XIX в. завершается в основных чертах процесс формирования национальной культуры (русский литературный язык, музыка, театр, живопись и др.). Главным направлением в художественной культуре утверждается реализм, с присущим ему демократизмом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
В 1836 г. Н. Гоголь опубликовал комедию «Ревизор» — нечто вроде, по определению Герцена, «полного курса патологической анатомии русского чиновника». В иронической, даже забавной форме Гоголь вскрыл порочность николаевской бюрократии. Сам Николай I после премьеры «Ревизора» признал: «Всем досталось, а мне — более всех».
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.