Развитие культуры во второй половине XX — начале XXI века
Древнее изречение гласит: музы умолкают, когда говорят пушки. О чём заговорили музы, когда смолкли пушки Второй мировой войны? Какие мысли, чувства, настроения людей проявились в послевоенные годы в произведениях литературы, живописи, скульптуры, в театре и кино?
Содержание
Когда замолчали пушки
Память о войне и понесённых утратах воплотилась в величественных и скорбных монументах на улицах сотен городов. Тема войны и Сопротивления нашла отражение в литературе многих стран. Ей были посвящены произведения писателей Польши, Чехословакии и других восточноевропейских стран. Во Франции к ней неоднократно обращались известные писатели Л. Арагон, П. Элюар, А. Лану. В немецкой литературе эта тема стала своеобразной формой «расчёта с прошлым», предметом размышлений об истоках и бесчеловечной сути нацизма, о внутреннем сопротивлении ему. В Восточной Германии появились романы известных писателей Г. Фаллады «Каждый умирает в одиночку», Б. Келлермана «Пляска смерти», А. Зегерс «Мёртвые остаются молодыми». За символичными названиями их произведений стояли реалистические картины жизни героев и общества. В Западной Германии на эту тему писали авторы, входившие в «Группу 47». В их числе был Г. Бёлль, ставший впоследствии крупнейшим западногерманским писателем. Писатели военного поколения первыми, задолго до того, как это стали делать политики, заговорили о вине и ответственности перед погибшими.
Памятники погибшим на войне.
Война заставила задуматься о незащищённости людей и невосполнимости утрат, о человеческой жизни как высшей ценности. Художники по-разному откликнулись на это. Одни попытались уйти, спрятаться от страшной реальности. Другие встали на защиту человека, его права на жизнь, взаимопонимание, радость.
Различие позиций особенно явственно выразилось в театре и кино. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в европейском искусстве возник театр абсурда. Его героем стал «маленький человек», потерянный, беспомощный перед судьбой, охваченный паническими настроениями. Среди основателей этого направления были драматурги Э. Ионеско и С. Беккет. Они заявляли: «Мир лишён смысла, реальность — ирреальна», люди «блуждают в хаосе, не имея за душой ничего, кроме страха, угрызений совести... и сознания абсолютной пустоты их жизни» (Ионеско), «время даётся человеку на то, чтобы состариться...» (Беккет).
В пьесах этих авторов нет сюжета, действия. Герои всё время сидят в ожидании кого-то (гостей — в пьесе Ионеско «Стулья» или неизвестного персонажа, который так и не появляется, — в пьесе Беккета «В ожидании Годо»), находятся в мусорном ящике («Конец игры» Беккета) и т. д. Любые усилия, устремления, сама жизнь представляются им лишёнными смысла.
Иного взгляда на мир и человека придерживались создатели неореализма — течения, появившегося в итальянском кино в эти же годы. Начало ему положил фильм Р. Росселлини «Рим — открытый город» (1945), где рассказывалось о событиях и судьбах людей в военные годы. Героями произведений неореализма были обычные люди с их повседневными заботами, поисками удачи, а если получится, то и счастья. Зрители радовались и плакали вместе с киноперсонажами. Фильмы режиссёров Р. Росселлини, В. де Сики, Л. Висконти стали киноклассикой. Созвучны этому направлению и первые фильмы Ф. Феллини «Дорога», «Ночи Кабирии».
Активная художественная позиция, обращение к зрителю, стремление вступить с ним в диалог присущи демократическому театру конца 1940-х — 1950-х годов. В послевоенные годы во Франции был создан Национальный народный театр. Его возглавил Ж. Вилар. Этот известный актёр и режиссёр видел свою задачу в том, чтобы театр «повернулся лицом к ведущему актёру современности — народу», «был бы доступен всем». В 1947 г. Ж. Вилар организовал в Авиньоне фестиваль французского драматического искусства, который затем стал ежегодным.
Афиша фильма Р. Росселлини «Рим — открытый город»
Д. Мазина в фильме «Дорога». «Грустный клоун» — так называли образ, созданный актрисой
Спектакли проходили под открытым небом у стен средневекового папского дворца и были рассчитаны на самую широкую аудиторию. В этих постановках сложилась труппа Национального народного театра. В нём работали получившие европейскую известность актёры Ж. Филип, Д. Сорано, М. Казарес. Театр привлёк массового зрителя (его зал вмещал 2700 человек). При нём были организованы ассоциации народного зрителя, абонементы на спектакли выдавали на предприятиях. Опыт народного театра получил распространение во многих провинциальных театрах страны.
1960-е годы: бунт в культуре?
Бурные 1960-е годы сопровождались потрясениями не только в политической жизни. Они оказались временем новых веяний в духовной культуре. Одним из характерных настроений тех лет стало разочарование в окружающей действительности. Ещё в 1950-е годы в английской литературе появились так называемые «сердитые молодые люди» — Дж. Уэйн, Дж. Осборн (особую известность приобрела пьеса последнего «Оглянись во гневе»). Их герои осуждали буржуазный мир, хотя и не стремились его изменить. Один из персонажей Дж. Осборна говорил: «Высоких и прекрасных идеалов больше не существует. Мы отдадим свою жизнь не во имя каких-то там идеалов, красивых, но, увы, устаревших. Мы погибнем во имя ничто». В 1960-е годы пришли «новые бунтари» — А. Силлитоу, С. Чаплин, Д. Стори и другие, обратившиеся к жизни рабочих людей. Их произведения раскрывали тревогу и неудовлетворённость человека, живущего за фасадом общества «всеобщего благоденствия».
Стремление быть услышанным, изменить привычный порядок вещей выходило за рамки профессиональной литературы. Таким стремлением была охвачена значительная часть молодёжи 1960-х годов. Оно присутствовало в действиях «новых левых», выступлениях парижских студентов в 1968 г. Тогда же молодые кинематографисты ворвались в зрительный зал известного кинофестиваля во французском городе Канны и добились прекращения фестиваля как «символа буржуазного искусства».
Желание выразить себя и быть услышанным проявилось и в молодёжной музыке 1960-х годов, в частности в творчестве рок-группы «Битлз». Её популярность определялась не только музыкой, манерой исполнения, но и текстами песен. Темы одиночества и надежды, стремление к пониманию и любви были созвучны настроениям многих молодых людей. В одной из песен, обращаясь к своим сверстникам, «Битлз» пели: «Да, ты не можешь сделать ничего невозможного, но всё, что тебе нужно, — это любовь»; в другой — звучал призыв: «Дайте миру шанс!»
Ливерпульская четвёрка
Группа «Битлз» начала выступать в Ливерпуле в 1956 г., а в 1960-е годы получила популярность во всей Англии и за её пределами. За десять лет своего существования «Битлз» выпустили несколько альбомов, снялись в фильмах. Лучшие песни ансамбля приобрели всемирную известность. В 1965 г. участники группы Дж. Леннон, П. Маккартни, Дж. Харрисон и Р. Старр награждены орденами британской империи. В 1980 г. Дж. Леннона застрелил в США человек с неустойчивой психикой, бывший «битломан». В 1997 г. П. Маккартни «за выдающиеся заслуги перед английским народом в области музыки» удостоен в Великобритании наследственного дворянского звания.
Массовая культура
«Битлз» с их популярностью являлись детищем и двигателем массовой культуры. Выступление группы в 1964 г. в Карнеги-холле (Нью-Йорк) слушали 2 тыс. человек и 73 млн телезрителей. Массовая культура, по определению автора данного термина Д. Белла, — это комплекс духовных ценностей, «соответствующих вкусам и уровню развития массового потребителя». В отличие от «высокой» культуры, которая возвышает человека, приобщая его к прекрасному, массовая культура расценивалась как продукт потребления, удовлетворяющий запросы толпы.
Технической основой для возникновения и распространения массовой культуры стало развитие кино, радио, телевидения. Появилось понятие «индустрия культуры». Оно указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта — книг, фильмов, популярной музыки и т. д. Развлекательная литература — детективы, дамские романы и т. д. — создаётся по выверенным рецептам. В телесериалах с героями, живущими в разное время и в разных странах, происходят одни и те же истории. Голливудские фильмы имеют свой стандарт, основанный на трёх принципах: сильный герой, «эффект звезды», счастливый конец.
Удавшееся, «кассовое» произведение по просьбам зрителей или читателей получает продолжение (фильмы «Рокки» — 1, 2, 3; «Челюсти» — 1, 2 и т. д.). Это случается и с творениями, создателей которых уже нет в живых. Так, был «продолжен» другим автором популярный роман американской писательницы М. Митчелл «Унесённые ветром». Та же судьба постигла и одноимённый фильм, в котором в своё время блистали звёзды американского кино В. Ли и К. Гейбл. Новые авторы и близко не подошли к оригиналам, зато использовали их популярность как хорошую упаковку для своей продукции.
Кино и бизнес: цифры и факты
На производство известного голливудского фильма «Звёздные войны» (сценарист и режиссёр Дж. Лукас) было затрачено 11 млн долларов (работа над фильмом длилась более года). После премьеры в Голливуде в мае 1977 г. за 9 дней получено 3,5 млн долларов отчислений от проката, за два месяца покрыты все расходы на производство и рекламу фильма.
«Звёздные войны»
К декабрю 1980 г. прокат фильма в мире принёс 510 млн долларов, ещё несколько сотен миллионов выручено от продажи товаров с символикой фильма. К этому времени вышло продолжение фильма «Империя наносит ответный удар», а в 1983 г. — третий фильм цикла «Возвращение Джедая».
Составной частью массовой культуры стало возникшее в 1950-е годы в Великобритании и США течение поп-арт («популярное искусство»).
Один из зачинателей поп-арта Р. Гамильтон не без юмора определял новое течение как «общедоступный, преходящий, потребительский, дешёвый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, обманчивый, блестящий и большой бизнес». Другой сторонник поп-арта — американец Р. Раушенберг — сформулировал свои художественные позиции следующим образом: «Пара мужских носков не меньше пригодна для создания произведения живописи, чем деревянный подрамник, гвозди, скипидар, масло и холст... Моё творчество никогда не является протестом против того, что происходит, оно выражает собой мои собственные метания».
Г. Юккер. Стул.
В поп-арте художник, отказавшись от присущего модернизму поиска новых художественных форм, собирает, монтирует, склеивает некий объект из подручных материалов. Одним из основных принципов данного течения является «вещизм» — стремление представить обыденные бытовые предметы как «факт искусства». Использование распространённых зрительных образов, предметов широкого потребления сближает это течение с коммерческой рекламой. Скульптура в виде бельевой прищепки на городской площади, изображение Джоконды с сигаретой в зубах — таковы произведения поп-арта.
Искусство мысли и чувств
На фоне обслуживающей потребителя массовой культуры всегда выделяются произведения литературы и искусства, в которых художники обращаются к насущным вопросам жизни человека и общества, извечным понятиям добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, жестокости и сострадания.
Это наглядно показал кинематограф послевоенных десятилетий. Вслед за расцветом итальянского неореализма в европейском, и особенно французском, кино 1960-х годов заговорили о «новой волне». Её представители Ж. Л. Годар, А. Рене, Ф. Трюффо и другие стремились своим творчеством доказать, что кинофильм может быть образцом высокого искусства, не уступающим литературе или живописи по эмоциональному воздействию на человека. Особое место в кинематографе 1950—1980-х годов заняли произведения так называемого интеллектуального, философского, психологического кино, признанными мастерами которого являлись И. Бергман, М. Антониони, Ф. Феллини и др.
Ф. Феллини (в центре) с актёрами М. Мастроянни и С. Лорен
Федерико Феллини (1920—1993) — создатель фильмов «Дорога», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Амаркорд», «Джинджер и Фред» и др., каждый из которых стал заметным явлением итальянского и мирового кино. Его фильмы полны воспоминаний и впечатлений автора, который незримо присутствует во многих своих картинах, отличающихся пристальным и ироничным взглядом на мир. Их герои порой грустны, забавны и всегда человечны. Работы Феллини четырежды получали высшую премию американской Академии киноискусства «Оскар», а в 1993 г. он удостоен специальной премии за вклад в мировое кино. Феллини говорил: «Очутиться в кино — всё равно что вернуться во чрево матери: ты сидишь в темноте и ждёшь, когда появится на экране жизнь».
Особое направление в кинематографе 1960—1970-х годов составили фильмы, обращённые к политической и социальной тематике. Одни из них представляли собой рассказы об известных событиях и людях; в других предметом размышлений художника становились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии; третьи создавались как политический детектив. Среди событийно-биографических фильмов известность получили картины «Дело Маттеи» Ф. Рози, «Дело Моро» Д. Феррары (о похищении и убийстве известного деятеля А. Моро), «Похищение» И. Буассе, «Пропавший без вести» Коста Гавраса (о судьбах людей во время военного переворота 1973 г. в Чили), «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» О. Стоуна.
Значительной темой для кинематографистов США стала история войны во Вьетнаме. Ей были посвящены разные по стилю и авторским позициям фильмы: «Возвращение домой» X. Эшби, монументальная картина «Апокалипсис сегодня» Ф. Ф. Копполы, «Взвод» О. Стоуна. К событиям Второй мировой войны обращён фильм С. Спилберга «Список Шиндлера». Режиссёр, известный по зрелищным, «кассовым» лентам («Челюсти», «Инопланетянин», «Парк юрского периода» и др.), создал проникновенное произведение о судьбах людей в нацистских лагерях смерти, о человеке, спасшем несколько сотен жизней. Сильное впечатление производит финал картины, где перед зрителями предстают уже немногие оставшиеся в живых немолодые люди, чья судьба послужила основой фильма, а рядом с ними — их дети и внуки, которых могло бы и не быть на земле, если бы не человечность Шиндлера.
Нельзя не отметить, что качество фильмов, зрительское внимание к ним, их успех чаще всего определяются не столько сюжетом, сколько личностью и профессиональным мастерством тех, кто создаёт эти фильмы. В дополнение к приведённым выше примерам можно назвать мастеров кино, чьи работы всегда привлекают зрителя: американского режиссёра (чеха по происхождению) М. Формана (его фильмы «Полёт над гнездом кукушки» и «Амадей» удостоены премии «Оскар»), композиторов Н. Ротта, известного замечательной музыкой к фильмам Ф. Феллини, и Э. Морриконе (фильмы «Спрут», «Однажды в Америке» и др.).
Эра телевидения
Телевидение повлечёт за собой генетические изменения — помянете мои слова. Наши глаза станут больше, а лбы постепенно исчезнут за ненадобностью.
П. Чаевски, кино- и телесценарист. США
Телевидение выполняет различные функции: информационную, развлекательную, рекламно-агитационную, образовательную и др. Социологи подчёркивают, что «голубой экран» не только обслуживает, но и формирует зрителя.
Один из основных разделов телевизионных программ — выпуски новостей. На телевидении США ведущие главных информационных программ относятся к фигурам первой величины. Они становятся знаменитостями национального масштаба. За ними «охотятся» телекомпании. Их называют «самыми толковыми, самыми изворотливыми продавцами на свете». Подбор и характер представления информации в выпусках новостей влияют на общественные настроения. Не меньшее значение придаётся коммерческой стороне телевизионного вещания.
Цифры и факты:
Информационная программа «Шестьдесят минут» американской компании Си-би-эс в начале 1980-х годов достигла такой популярности, что каждый воскресный вечер её смотрели около половины всех телезрителей в стране. Рекламная вставка в эту передачу на 30 секунд стоила 175 тыс. долл. За десять лет программа принесла чистую прибыль от телевизионной рекламы свыше 0,5 млрд долл. — больше, чем составила прибыль автомобильной корпорации «Крайслер» за тот же период.
Телепрограммы продаются на международном рынке. Так, США получили чистую прибыль от продажи за границу телевизионных программ в 1960 г. в сумме 30 млн долл., в 1965 г. — 75, в 1970 г. — 95, в 1975 г. — 160 млн долл. Продаваемые в другие страны программы почти полностью окупают затраты на их создание.
Диалог культур
Примечательным явлением второй половины XX в. стало углубляющееся взаимодействие и взаимообогащение культур народов разных стран и континентов. Этому способствовал ряд обстоятельств, в том числе: совершенствование техники и средств массовой информации (радио, телевидения и др.); расширение возможностей культурного обмена; подъём культуры в странах, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости (распространение образования, государственная поддержка национальной художественной культуры и т. д.); деятельность международных организаций — ЮНЕСКО (Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) и др.
В новых исторических условиях складывались предпосылки для глобализации и интернационализации культуры. Глобализация создавала возможности лучшего взаимопонимания между людьми. Однако существовало и одностороннее её истолкование как процесса всемерного распространения «передовой», «прогрессивной», «демократической» североамериканской и европейской культуры в других регионах мира.
Эту точку зрения активно поддерживали предприниматели в сфере культуры. Суть их подхода достаточно ясно изложил президент американской ассоциации кинопромышленников: «Кинематограф — это искусство всемирного масштаба. И это глобальный бизнес. Фильм достигает своих художественных высот, когда его питает свежий источник творчества. Кинобизнес наиболее эффективно действует в том случае, когда его ареной может служить весь мир». Подобные взгляды служили обоснованием экспансии (распространения с помощью всех возможных средств) американской кино-, видео- и аудиопродукции в мире. Осуществлению поставленных целей способствовало создание «наднациональных» по сюжетам и художественным средствам фильмов, в которых действие происходит в неведомой стране, в космосе, а героями являются роботы, инопланетяне, фантастические существа, чудовища.
Другая тенденция — развитие самобытных национальных культур. В связи с этим возникает вопрос: когда и почему произведение литературы, искусства, созданное в той или иной стране, становится предметом живого интереса, достоянием сотен тысяч людей в мире? В поисках ответа обратимся к примерам.
В 1960—1970-е годы большую известность в СССР и в мире получили произведения киргизского писателя Ч. Айтматова «Джамиля», «Тополёк мой в красной косынке», «Первый учитель», «Прощай, Гульсары», «Белый пароход» и др. Французский писатель Л. Арагон назвал повесть «Джамиля» «самой прекрасной песнью о любви». Книги Айтматова переведены на многие языки. Чем привлекали внимание широкого круга читателей герои этих произведений — обычные люди, жившие в отдалённых аулах, в горах и проводившие свои дни в нелёгком труде? Очевидно, стремлением к счастью и терпением в преодолении невзгод, любовью и верностью, чувством долга по отношению к близким людям и поисками справедливости. Автор раскрывал мир своих героев таким образом, что читатель не мог остаться сторонним наблюдателем. Он как будто шёл рядом с ними в радостях и заботах, сопереживая, чувствуя желание помочь. Ч. Айтматов отмечал: «Когда книга захватывает читателя, пробуждая его совесть и сознание, потрясая его сердце картинами прекрасного или, напротив, безобразного в жизни, заставляя его пристальней вглядеться в себя и окружающую среду, мы говорим — это сила искусства».
Вторая половина XX в. стала временем значительных достижений и растущей популярности латиноамериканской литературы. К числу её наиболее известных представителей относятся гватемальский писатель М. Астуриас, уроженец Кубы А. Карпентьер, бразилец Ж. Амаду, колумбиец Г. Гарсиа Маркес. Некоторые из них были вынуждены уехать из своих стран на длительное время в силу сложной политической обстановки и по личным обстоятельствам, жили в разных государствах Америки и Европы. И всё же самое сильное влияние на их творчество оказывала нерасторжимая связь со своей землёй, её народом, культурой. Неслучайно американские и европейские интеллектуалы зачитывались романами Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» и Ж. Амаду «Лавка чудес». Мир, представший в этих книгах, разительно отличался от бессюжетных описаний в произведениях европейских писателей-авангардистов. Это мир сильных людей и страстей, где жизнь полна движения и красок, тайн и загадок, реальное переплетается с фантастическим, сказочным. Присущее этим и другим произведениям латиноамериканской литературы сочетание конкретности, народности и фантазии литературоведы назвали «магическим реализмом».
Роман Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» написан в форме семейной хроники. Это история нескольких поколений семьи Буэндиа, основавшей среди лесов и болот небольшой городок и живущей в этом созданном ею мире. Книгу наполняют описания людей, их судеб и вместе с тем — легенды и семейные предания об удивительных событиях, подвигах и чудесах, где реальное трудно отделить от вымысла. Одновременно в повествовании весьма отчётливо просматриваются характерные, узнаваемые события и явления латиноамериканской истории — борьба за независимость, соперничество политических и военных группировок, социальные столкновения и др.
Симфонический зал в Далласе Арх. И. М. Пей
Национальный центр искусств в Париже
Национальный центр искусств в Париже (1977). Архитекторы Р Пиано и Р. Роджерс. Постройка в стиле «хайтек» (сокращение английского названия «высокая технология»). Трубопроводы, лифты и другие технические системы выведены наружу и заключены в цветные стеклянные и пластмассовые оболочки, что создаёт своеобразный декоративный эффект. Это здание иногда называют «городской машиной».
В послевоенные десятилетия откровением для зрителей во многих странах стали фильмы японского режиссёра А. Куросавы «Расёмон», «Семь самураев», «Ран» (по мотивам пьесы У. Шекспира «Король Лир») и др. В них изображён колоритный мир национальной истории, традиций и быта японцев. Привлекают сильные характеры героев, драматизм событий. Знатоки отмечали тонкую психологическую игру актёров, работу операторов. Творчество Куросавы открыло путь на мировой экран лучшим мастерам кинематографа стран Азии.
Собор в г. Бразилиа Арх. О. Нимейер
Много примеров взаимодействия культур, синтеза национального и интернационального даёт и современная архитектура. Одним из всемирно известных архитекторов второй половины XX в. является бразилец О. Нимейер. В первые послевоенные годы он участвовал в разработке проекта здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Наиболее масштабной его работой было проектирование современной столицы Бразилии — города Бразилиа, строительство которого началось в 1957 г. (проект создавался совместно с другим известным архитектором Л. Костой). Многие спроектированные Нимейером здания явились значительным вкладом в мировую архитектуру XX столетия.
Итак, мы отметили некоторые характерные черты и явления культуры второй половины XX — начала XXI в. Но не будем ставить на этом точку. Посмотрим вокруг: мы сами живём в мире современной культуры, создаём и воспринимаем её. Важно уметь видеть, понимать и осмысливать творения культуры. Будем внимательно и бережно относиться к ним — ведь это наследие предшествующих поколений, переходящее из XX в XXI в.
Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.