В 1927 году не стало жены русского поэта Сергея Есенина Айседоры Дункан.
Детство Айседоры было трудным. Отец обанкротился и сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. В 13 лет она бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. В 18 лет юная Дункан отправилась покорять Чикаго, а затем и весь мир.
Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику. Она настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, а импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Резкая оценка самого балета тем не менее не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин — Кшесинской и Павловой. Более того, с последней они впоследствии даже стали добрыми подругами, искренне ценившими талант друг друга.
Личная жизнь у Айседоры не сложилась. Не выходя замуж, от разных мужчин она родила сначала девочку, а позже мальчика, но оба они утонули в реке. После этого Дункан тяжело заболела, а родственники стали опасаться за ее рассудок. Однажды, гуляя по берегу, она увидела видение - своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня. Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», - прошептала она. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.
В 1921 году Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором - бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, - Сергей Есенин. На тот момент Дункан была 43-летней уже располневшей женщиной с коротко стриженными крашеными волосами. Золотоволосому же поэту атлетического телосложения было только 27. Через несколько дней после знакомства Есенин переехал к Айседоре с вещами.
Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды вышла замуж. И то, получается, по расчету — Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывая последними словами, бить, а временами становился задумчиво-нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло, и они развелись.
Последним возлюбленным Айседоры стал русский пианист Виктор Серов, который также был значительно моложе ее, даже еще моложе Есенина, - ему было всего 25. Их отношения также простыми не назовешь. Неуверенность в его чувствах к ней и ее безумная ревность довели Дункан до попытки самоубийства. Но ей вряд ли стоило спешить - неудачная жизнь великой танцовщицы и без того уже подходила к концу. Буквально через несколько дней Дункан, повязав свой красный шарф, направилась на автомобильную прогулку. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Шарф попал в ось колеса и, затянувшись, сломал ей шею.