События 12 августа

12 августа 1644 года

12 августа 1644 года палатных дел мастер Янаг Кристлер из Страсбурга, годом ранее прибывший по приглашению в Россию, подал в посольский приказ смету на строительство Каменного моста через Москву-реку. Возведение такого сооружения на полноводной реке представлялось в XVII веке чудом. 

Строительство Большого Каменного моста началось при Михаиле Федоровиче. Однако смерть царя и самого Кристлера помешали его завершить. Оно было возобновлено позже, при царевне Софье под руководством её фаворита Василия Голицына. 

Большой Каменный мост - легендарное сооружение. В 1695 году по нему возвращались из Азовского похода полки Петра I, а в 1775 - везли на казнь Емельяна Пугачева. На протяжении всего XVIII века он был одним из самых людных мест в Москве. Впоследствии Каменный мост неоднократно перестраивался, но остался верен своему историческому прошлому и название не сменил.

12 августа 1851 года
Исаак Меррит Зингер

12 августа 1851 года американец Исаак Меррит Зингер получил патент на швейную машинку. Благодаря этому механизму домохозяйки впервые смогли справиться с шитьем без целой бригады механиков. 

Исаак Зингер родился в городке Трой в 1811 году. В детстве он слыл хулиганом, и весь город вздохнул с облегчением, когда мальчик в 12 лет сбежал из дома. Его, понятное дело, нашли. Он начал работать учеником механика, и это у него неплохо получалось, но тут парень увлекся театром и присоединился к одной из гастролирующих трупп. К 20 годам, охладев к бродячей жизни, Зингер устроился работать на завод. Производство его не вдохновило, и от безделья молодой человек изобрел и – вот тут ему не откажешь в предприимчивости - запатентовал станок для резьбы по дереву, что принесло определенный доход. 

Затем Зингер отправился в Нью-Йорк, где опять же, по собственному признанию, «от нечего делать» начал изучать устройство швейных машин. Тогдашние машины шили очень плохо, через каждые десять стежков ткань надо было устанавливать заново, нитки все время путались и рвались. К тому же те машины были очень дорогими и громоздкими. Зингер разработал свой улучшенный вариант всего за десять дней. Его игла ходила не по кругу, а сверху вниз, шов был непрерывным, машинка устанавливалась на чем-то вроде стола, чтобы там лежала ткань. Ну и конечно, главное отличие изобретения Зингера от других швейных машин - ножная педаль, освободившая руки мастериц. 

Первый экземпляр был продан за 100 долларов. Конструкция оказалась очень простой, но эффективной. Вскоре это поняли производители готового платья, и мгновенно организовавшаяся фирма Зингера начала наращивать обороты и продавать сотни тысяч машин в год. 

Помогала и реклама. Компания Зингера стала первой в истории тратившей на рекламу более 1 миллиона долларов в год. При этом, по воспоминаниям современников, Зингер так и не стал снобом: он любил проводить время в цеху со своими рабочими и получал явное удовольствие от обсуждения с ними житейских проблем. 

В 1865 году, когда Зингеру исполнилось 54 года, он решил отойти от дел, удалился на покой и построил за полмиллиона долларов дворец в Англии. У него было три жены, четыре любовницы и двадцать два ребенка. Последняя вдова Зингера Изабель стала прообразом знаменитой статуи Свободы в Нью-Йорке. А небоскреб фирмы Зингера, возведенный его потомками, был первым в Нью-Йорке и долгое время оставался самым высоким зданием в мире. 

12 августа 1856 года
акордеон

12 августа 1856 года некий Энтони Фасс запатентовал аккордеон.

Первые музыкальные инструменты, устроенные по принципу аккордеона, гармони и баяна, были известны еще много веков назад. Их родина - Азия. Там у древних китайцев был в ходу инструмент Шен, использовавший колебания встроенных в него язычков. Вот он и стал прародителем аккордеона. А аккордеоном инструмент назвали потому, что при нажатии кнопок получались не отдельные звуки, а готовые аккорды. 

12 августа 1877 года
звукозапись

12 августа 1877 года началась всемирная история звукозаписи - в присутствии свидетелей американский изобретатель Томас Эдисон зафиксировал на покрытый воском валик собственное исполнение английской детской песенки "У Мэри был барашек". Он продекламировал в рупор диковинного аппарата пару строчек песенки, а потом аппарат голосом изобретателя повторил историю о Мэри. Это была сенсация, но справедливости ради надо сказать, что принцип записи и воспроизведения звука почти на год раньше Эдисона открыл французский поэт и ученый Шарль Кро. Однако пока запечатанный конверт с описанием его палеофона лежал в канцелярии Французской академии, практичный Эдисон оформил заявку на свой фонограф. 

Поглядеть и послушать "говорящую машину" Эдисона, едва о ней сообщили газеты, хлынуло столько желающих, что на линии, ведущей к району, где жил изобретатель, пришлось пустить дополнительные поезда. Фонограф показывали в цирках, выдавая его за "необъяснимую загадку природы".

Первые приборы Эдисона хрипели, гнусавили, усиливали одни звуки и совсем не воспроизводили другие. Записанный же звук можно было различить, лишь приложив ухо к диафрагме. 

Тем не менее, Эдисон основал специальную фирму по производству фонографов. Реклама уверяла, что фонограф можно применять для диктовки писем, издания звуковых книг, воспроизведения музыки, изучения иностранных языков, записи телефонных сообщений и многих других целей. Фактически, ни одно из этих обещаний не было выполнено, тем не менее фонограф использовали вплоть до 30-х годов 20 века – в основном в американских конторах в качестве диктофона. 

Все недостатки фонографа исправил изобретатель Эмиль Берлинер, который в 1887 году взял патент на другой звукозаписывающий прибор - граммофон.

12 августа 1896 года
клондайкская золотая лихорадка

В 1896 году 12 августа два индейца, Джим Скукум и Чарли Тагиш, и их бледнолицый зять, американец Джордж Вашингтон Кармэк, промышлявшие чем придётся на канадской реке Юкон, увидели на дне невзрачного ручейка в долине речки Клондайк золотой песок, а под ним - крупные самородки; огляделись - золото было везде. Так началась Великая клондайкская золотая лихорадка.

оначалу на Эльдорадо (так назвали чудесный ручей) ринлись жители ближайших посёлков. Но настоящее безумие, которое описал Джек Лондон и осмеял Чарли Чаплин, началось через год, когда корабли с золотом прибыли в Сиэтл и Сан-Франциско. За 2 года здесь побывало 60 тысяч человек со всего мира. По Юкону пошли корабли, с Аляски протянули железную дорогу.

К 1904 году Клондайк дал золота на 100 млн. унций, он был отработан только к середине 60-х годов XX века.

12 августа 1904 года
Алексей Николаевич Романов

12 августа 1904 года родился наследник российского престола цесаревич Алексей Николаевич Романов. 

Царице никак не удавалось родить наследника. Каждые два года с начала их семейной жизни с Николаем Александровичем рождались девочки - Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Однажды на Саровских торжествах царь и царица горячо помолились о даровании им сына, а Александра Федоровна даже искупалась в святом источнике. И ровно через год родился цесаревич Алексей. Но скоро радость сменилась отчаянием - гемофилия, неизлечимая ужасная болезнь передалась ребенку по материнской линии. Любой нечаянный удар, обычное падение могли оказаться для ребенка, который рос живым и подвижным, роковыми. На месте ушиба не свертывалась кровь, и сразу же образовывалась огромная опухоль, причинявшая тяжкие страдания. Эта болезнь передавалась от матери только мальчикам. Царица искала утешения в молитвах и посещениях церкви, и стала лично учить цесаревича основам православной веры. На всех фотографиях у Алексея очень скорбное лицо, он много страдал от физической боли и был лишен нормального детства. Ему не разрешали кататься на велосипеде, играть в теннис, заниматься другими подвижными играми. Со слезами на глазах мальчик спрашивал: "Отчего я не такой, как другие?".

Воспитатели отмечали в Алексее простоту, доброту, отсутствие заносчивости и гордости. В учении он обладал большими способностями, пытливым умом и музыкальным слухом. Мальчик великолепно играл на балалайке и любил игру в солдатики, которых собрал огромное количество. А еще любил пробовать солдатскую кухню подшефного ему сводного полка, откуда Алексею каждый день приносили щи и кашу. Облизывая ложку, мальчуган констатировал: «Вот это вкусно, не то, что наш обед». 

Император сына не баловал, требовал от него послушания и воспитывал патриотом Родины. Однажды Алексей бросил в спину своей сестре Анастасии комок снега, Николай П тут же заметил: "Стыдно, Алексей, ты ведешь себя, как немец, нападать сзади на человека беззащитного, это гадко, подло, предоставь это немцам".

Во время войны с Германией царь считал своим долгом находиться в ставке армии в Могилеве вместе с царевичем. Их появление пред войсками вызывало огромный восторг. В те годы все отмечали здоровый веселый вид наследника, врачи утверждали, что с гемофилией люди могут прожить много лет. Но царевичу не суждено было стать императором и претворить в жизнь как-то сказанные в детской простоте слова: "Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтоб все были счастливы". 

После революции 1917 года цесаревич разделил судьбу своей семьи: в ночь на 17 июля 1918 года 14-летний Алексей был расстрелян вместе с другими членами царской семьи в Екатеринбурге. В кровавой бойне в Ипатьевском доме страдающий от очередного приступа гемофилии отрок принял из всех самую страдальческую смерть. Он долго не умирал, хотя в него попало много пуль, и тихо стонал на стуле. Подошедший Юровский выпустил в Алексея из нагана еще три пули и мальчик упал на пол к ногам отца. 

В 1961 году здание Нижней дачи, расположенной в одном из петергофских парков, где родился цесаревич Алексей, было взорвано. Однако ежегодно, начиная с 1994 года, на развалинах Нижней дачи в день и час рождения сына Николая II – 12 августа в 13 часов 50 минут - служат молебен, а жители Петродворца возлагают цветы к памятнику цесаревичу Алексею, установленному у дворца Коттедж.

13 августа 1906 года
Иван Владимирович Лукинский

13 августа 1906 года родился режиссёр игрового и документального кино, народный артист РСФСР Иван Владимирович Лукинский. Большую часть жизни он проработал на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Лукинский не сразу выбрал для себя режиссёрскую профессию: сначала несколько лет трудился слесарем вагонных мастерских, затем два года учился в Московском планово-экономическом институте. И только потом поступил на режиссерский факультет ВГИКа. 

И в художественное кино пришел не сразу, сначала получил известность как режиссёр документального: в 1951 году стал лауреатом Сталинской премии за участие в создании документальных фильмов «Победа китайского народа» и «На юге Китая». Но первый же художественный фильм Лукинского «Чук и Гек» по одноименному рассказу Аркадия Гайдара получил в 1953 году приз на фестивале детских фильмов в Венеции. История о двух непоседливых мальчишках очень полюбилась зрителям и стала классикой советского детского кино. 

Лукинский поставил также фильмы: «Прыжок на заре», «Понедельник – день тяжёлый», «Поединок в тайге» и другие. Но наибольший зрительский успех имели его картины «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине», а также получивший народное признание «Деревенский детектив», открывший киноповествование об участковом милиционере Анискине.