27 июля 1936 года в Риге, столице Латвии, родился выдающийся танцовщик и хореограф, солист Большого театра, народный артист СССР Марис Лиепа.
Марис Лиепа часто говорил и своим ученикам, и своим детям Андрису и Илзе, что главное для артиста балета – это характер и целеустремленность. «Сколько лет я повторяю эти упражнения? – размышляет артист. – Почти 35. Около 25 тысяч часов экзерсиса. И столько же часов привычной боли – без этого немыслима наша профессия. Вы когда-нибудь видели спортсмена, который бы счастливо улыбался во время прыжка или бега? А мы должны в совершенстве этим владеть…». Самому Лиепе целеустремленности и силы воли было не занимать. Впервые приехав в Москву 1950 году на всесоюзный смотр учащихся хореографических училищ и увидев Большой театр, 13-летний Марис поставил цель - станцевать на этой прославленной сцене Принца в «Лебедином озере».
Путь к достижению цели был тернистым: способного ученика Рижского хореографического училища пригласили продолжить образование в Москве, но по окончании Московского хореографического училища отличника Мариса Лиепу не взяли в Большой театр, а направили в Рижский театр оперы и балета. Через два года он снова приехал в столицу, его пригласили в Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. «Я был счастлив, - запишет танцовщик в дневнике, - я приближался к моей мечте – Большому театру. В конце концов, Театр Станиславского, куда меня пригласили, находился почти на той же улице, что и Большой».
На молодого танцовщика сразу обратили внимание. Виртуозная техника классического танца, пластическая выразительность «говорящего» тела, музыкальность, редкие для артиста балета актерские данные. А внешность! Высокий рост, атлетическое сложение, правильные, выразительные, «европейские» черты лица…
За два сезона артист исполнил все ведущие партии в балетах музыкального театра Станиславского. Зрители стали ходить специально «на Лиепу». После удачных гастролей в Польше с труппой Большого театра, наконец, последовало долгожданное приглашение.
«Когда я впервые вышел на сцену Большого театра в партии принца Зигфрида в «Лебедином озере», я был счастлив – мечта сбылась!», - записал Марис в дневнике. Партнершей Лиепы в «Лебедином озере» была Майя Плисецкая. Он танцевал со многими балеринами – Ольгой Лепешинской, Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой, Наталией Бессмертновой, Ниной Семизоровой, но любимой партнершей оставалась Майя Плисецкая.
Драматический талант Лиепы был востребован и вне балетной сцены. Он, в частности, снялся в телефильме "В одном микрорайоне", кинофильмах "Могила льва", "Детство Бемби" и "Отрочество Бемби", "Лермонтов", "Четвертый" (для которого поставил самую выразительную из своих постановок балетную миниатюру) и других. Марис также сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках. В 1980 году вышла его книга «Я хочу танцевать сто лет». Увы, Лиепа умер на 53-ем году жизни, в марте 1989 года от обширного инфаркта. Спустя десять лет его сын Андрис Лиепа – сегодня сам звезда мирового балета – организовал Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы и с тех пор является председателем его правления.