4 апреля в 1606 году произошла расправа Лжедмитрия над князем Симеоном Бекбулатовичем

Симеон Бек­бу­ла­то­вич

В 1606 году произошла расправа Лжедмитрия (Григория Отрепьева) над князем Симеоном Бекбулатовичем, в котором он видел опасность для своего незаконного правления. 

К этому времени недовольство самозванцем стало принимать опасные для него формы, разговоры о том, что он не является сыном Ивана Грозного, становились все более открытыми. В этих разговорах обсуждались и возможные, более достойные кандидатуры на престол. Среди них поминался и Симеон Бекбулатович. Этого крещеного татарского хана из Касимова в 1575 году Иван Грозный своей волей и прихотью, без каких-либо формальностей и согласования с боярской думой объявил «великим князем всея Руси».

Правление Симеона, как бы пародировавшее времена татарского ига, когда московские князья выполняли волю ордынских ханов (царей) носило чисто декоративный характер. Иностранным послам Иван Грозный открыто говорил, что в любой момент может снова «вернуться на царство». Трудно сказать, в какой степени Иван Грозный прикрывался фигурой Симеона для своих интриг, а в какой вся эта затея была следствием его психического нездоровья. Через год Иван снова официально сел на трон, а Симеона, к которому Грозный по-прежнему относился хорошо, отправил на великое княжение в Тверь. В Москве о Симеоне вновь заговорили после смерти сына Ивана Грозного – царя Федора Иоанновича, на коем пресеклась династия Рюриковичей, при воцарении Бориса Годунова.

Многие искренне считали, что человек, которого сам Иван Грозный провозглашал царем, имеет больше оснований сесть на трон, нежели Борис, которого царь Иван даже не включил в число опекунов своего неспособного к самостоятельному царствованию сына Федора. Таким образом, безобидный Симеон, не выказывавший никаких честолюбивых претензий, показался опасным Годунову, и тот наложил на него опалу. Еще больше испугался его «непобедимый император Дмитрий I», как официально именовался самозванец Григорий Отрепьев. По его приказу Симеон Бекбулатович, живший частной жизнью, был насильственно пострижен в монахи и под стражей увезен в отдаленный Кирилло-Белозерский монастырь.