13 июля могло бы исполниться 85 лет корифею авторской песни Виктору Берковскому.
"Гренада" и "Под музыку Вивальди", "Контрабандисты" и "На далекой Амазонке"... Эти песни давно стали хрестоматийными, но далеко не все, кто их любит, знают автора. А автор – Берковский.
Дело в том, что многие годы Берковский сочинял, но не пел своих песен - это делали другие замечательные исполнители и отнюдь не только барды. Что-то пели Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Лев Барашков, Алла Йошпе, ну и, естественно, Елена Камбурова, чье исполнение было наиболее заметным. Однако пока не появился дуэт Сергея и Татьяны Никитиных, песни Берковского, пожалуй, не имели особой популярности. А в шестьдесят восьмом году Никитин, у которого тогда еще было мало собственных сочинений, сделал программу, полностью состоявшую из песен Берковского - они зазвучали, стали популярными. Потом одну песню спел Юрий Визбор - и до самой смерти Визбора все считали, что "Прекрасная волна" написана им.
ообще исполнитель всегда более известен, чем автор. Но автор, в данном случае Берковский, считал (и считал справедливо), что особыми вокальными данными Бог его обошел. Прошло немало времени, пока он наконец не понял, что в авторской песне вокальные данные – не самое главное, что в многоголосье самодеятельного творчества его грубоватый непластичный крепкий мужской вокал займет свое особое место. Лишь на излете 70-х годов минувшего столетия сорокасемилетний доцент Виктор Берковский рискнул встать к микрофону. Но все равно пел в основном в дуэте со своим другом Дмитрием Богдановым.
Некоторые известные песни написаны Берковским в соавторстве с Сергеем Никитиным («Под музыку Вивальди», например). Но теснее всего он сотрудничал с поэтом Дмитрием Сухаревым.