30 марта в 1946 году при заводе №165 было образовано двигателестроительное ОКБ под руководством Архипа Михайловича Люльки

Люлька Архип Михайлович

В 1946 году при заводе №165 было образовано двигателестроительное ОКБ под руководством 38-летнего конструктора авиационных двигателей Архипа Михайловича Люльки.

Именно в этом конструкторском бюро были созданы первые реактивные двигатели, причем первый стендовый экземпляр был готов еще за пять лет до образования ОКБ - в апреле 1941-го. Но вмешалась война, она разметала коллектив по разным городам Урала. В 1943-ем, когда стало известно о создании в Германии самолетов с реактивными двигателями, Москва издала приказ разыскать всех разработчиков опытных тем в авиации. Одним из первых, кого искали, был Архип Люлька. Разрешение на возобновление работ было с немалым трудом получено только к февралю 1944 года, а 3 марта 1947-го коллектив принимал поздравления лично от Иосифа Виссарионовича. В том же году, 28 мая, в воздух поднялся первый самолет с первым турбореактивным двигателем - Су-11. 

В 1973 году - спустя тридцать лет после получения патента! - в КБ Люльки был создан двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ-31Ф. Именно благодаря этим двигателям Су-27 произвел ошеломляющее впечатление своей маневренностью на авиасалоне в Ле Бурже, а о «кобре» Виктора Пугачева, наверное, знает весь мир.