События 15 марта

15 марта 1493 года
В 1493 году два из трех кораблей первой экспедиции Колумба вернулись в Испанию, привезя в Европу первых индейцев

В 1493 году два из трех кораблей первой экспедиции Колумба вернулись в Испанию, привезя в Европу первых индейцев. 

Вид их чрезвычайно позабавил просвещенных европейцев. Для самих же индейцев начинались незавидные времена.

15 марта 1767 года
Эндрю Джексон

15 марта 1767 года родился Эндрю Джексон. Политик, адвокат, военный деятель, седьмой президент Соединенных Штатов, один из основателей демократической партии.

Президентом он стал со второй попытки, а потом был переизбран на второй срок. Когда, оставив пост, Джексон вернулся в родной дом, в его кармане было всего 90 долларов. Пенсию президентам в Америке тогда не платили. Чтобы свести концы с концами, он стал продавать свои земли, но его приемный сын тратил деньги быстрее, чем они появлялись. Умер седьмой президент банкротом... Портрет Эндрю Джексона до сих пор украшает 20-долларовую банкноту. 

15 марта 1892 года
Эскалатор

В 1892 году 14 марта американский предприниматель Джесси Рено запатентовал "движущуюся лестницу для транспорта людей" – эскалатор.

Прототипом ему послужила обычная конвейер-машина непрерывного действия для перемещения различных грузов. Представлял собой первый эскалатор наклонное полотно, состоящее из ряда пластин с продольными рейками. Позднее он был установлен в филадельфийском универсальном магазине фирмы "Гимбел", где эксплуатировался до 1938 года. 
На всемирной выставке в Париже в 1900 году было представлено 29 "движущихся лестниц" различной конструкции. Смельчаков, отважившихся прокатиться на чудо-лестнице, наверху эскалатора угощали рюмкой бренди. А чтобы показать всем безопасность эскалатора, целый день на нем вверх-вниз ездил одноногий инвалид с деревянным протезом.

В СССР эскалаторы появились в 1930-х годах, когда речь зашла о сооружении метро в Москве. Зарубежные фирмы за поставку просили слишком много, поэтому инженерам двух заводов - московского "Подъемника" и ленинградского "Красного металлиста" - пришлось довольствоваться картинками в рекламных каталогах и рассказами бывалых. И тут Советы снова поразили весь мир, изобретя эскалатор, не имеющий равных в мире по высоте подъема. Он, кстати, до сих пор работает в московском метро. Эскалатор Н-30 имеет более чем 150 тысяч узлов и деталей, такое же количество единиц крепления и 5 тысяч монтажных прокладок. За рубежом подобные механизмы появились лишь в конце 50-х годов. 

15 марта 1927 года
Днепрогэс

В 1927 году началось строительство Днепрогэса - крупнейшей гидроэлектростанции в Европе. Идея затопить Днепровские пороги витала в воздухе еще в начале двадцатого века. Инженеры Графтио и Максимов предлагали построить на участке от Днепропетровска до современного Запорожья три ГЭС общей мощностью до 90 тысяч киловат. Тогда этому проекту не суждено было сбыться. 

Однако в 20-х годах о нем вспомнили, и в такой же мартовский день под основание будущей ГЭС легла первая закладная пластина. Работали с энтузиазмом, бетон утаптывали ногами, да так, что Днепрогэс имеет по уровню промокаемости самый низкий показатель. За 34 дня смонтировали первую турбину, а за пять лет (с марта 1927-го по октябрь 1932 года) возвели плотину через Днепр, гидроэлектростанцию, шлюзовые каналы для прохода судов, линии электропередачи и т.д. Мощность станции составила 650 тысяч лошадиных сил, что в 70 раз превышало суммарную мощность всех гидростанций дореволюционной России! 

На втором году стройки, в 1929-ом, в стихотворении «Когда рождался Днепрогэс» поэт Всеволод Рождественский писал:

…Не гордись былым корытом,
Запорожец, дiд Днiпро,
Не дивись, что динамитом
Рвем мы дряхлое нутро!
Чуя узкую могилу,
Понесешь ты, рад не рад,
Всех веков седую силу
На Днепровский комбинат…
Чтоб, как чуб твой - сизый иней,
Как стрелы сверкнувший луч,
Стал советский алюминий
Легок, звонок и летуч…
Чтобы вздыбленные воды
На отливе крутизны
Поднимали пароходы
От Херсона до Десны.
Чтоб в лугах по Заднепровью,
Вспарывая целину,
Ты поил своею кровью
Всю червонную страну.

Во время Великой Отечественной войны запорожскую гордость на 80 процентов разрушили, но уже к 1950 году Днепрогэс был полностью реанимирован. Впрочем, в мирное время сооружение тоже подвергалось угрозе: семь лет назад охотники за металлом превзошли сами себя, решив стащить ни много ни мало, а несущую конструкцию плотины. Они почти уже развинтили крепеж, да вовремя были схвачены проявившей бдительность милицией.

15 марта 1978 года
Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

В 1978 году, ожидая в Париже продления срока действия своих паспортов, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович узнали из теленовостей, что лишены советского гражданства. 

В записке в ЦК КПСС Андропова, Громыко и Зимянина перечислялись грехи музыкантов: "Дали несколько благотворительных концертов в пользу белоэмигрантов. Встречались с последним представителем царской фамилии... поддерживают тесные отношения с антисоветчиками Солженицыным, Максимовым, Шемякиным... другими враждебными элементами, многим из которых оказывают материальную помощь..." 

Гражданство звездам советского музыкального искусства вернули только в 1991-м году.