Начало ХХ века. Начало стремительного покорения воздуха. Из-за границы один за другим возвращаются первые русские пилоты, изучившие летное дело в школах Блерио, Фармана, братьев Райт. Первым россиянином, получившим диплом в авиационной школе Анри Фармана, стал Михаил Ефимов, родившийся в такой же день 1881 года в Смоленске.
В 1910 году на соревнованиях в Ницце и Петербурге Ефимов установил ряд авиационных мировых рекордов и был назначен лётчиком-инструктором в военно-авиационную школу в Севастополе. Он подготовил много русских военных лётчиков, занимался испытанием новых самолётов. В 1910-11 годах впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем, а 1912-ом изобрёл приспособление для запуска двигателя пилотом без посторонней помощи. С началом Первой мировой войны поручик авиационных войск, почетный гражданин Севастополя Михаил Ефимов подал рапорт с просьбой отправить его на фронт и вскоре оказался на Западном фронте, где главным образом занимался разведкой и бомбардировкой.
В 1916-ом году он был направлен на Румынский фронт уже в качестве истребителя. А в начале 1917-го полный Георгиевский кавалер прапорщик Ефимов был переведён в гидроавиацию Черноморского флота. После Октябрьской революции Ефимов перешёл на сторону Советской власти и был назначен флагманским лётчиком при комиссаре гидроавиации. В июле 1919 года, отступая с отрядом революционных моряков из Крыма, Михаил Никифорович оказался в Одессе. А в следующем месяце, при неожиданном захвате Одессы белогвардейским десантом, был схвачен и расстрелян.
По одной из версий, отобрав у летчика чемоданчик с призами за победы на летных соревнованиях, золотыми медалями, часами, бриллиантовой булавкой в виде аэроплана и другими спортивными наградами, его связали, посадили в шлюпку и вывезли на середину бухты. Один из офицеров, приказав развязать Ефимова, заявил, что дает ему «шанс на спасение» и предложил вплавь добраться до берега. Ефимов нырнул в воду, но как только его голова показалась над водой, прозвучал выстрел...