События 23 января

23 января 1928 года
Жанна Моро

23 января день рождения у Жанны Моро. Она является одной из самых загадочных актрис мирового экрана, чье творчество, прихотливое и непредсказуемое, не поддается никаким унификациям. На родине, во Франции, ее называют просто – Гран Моро – Великая Моро.

Сначала она снялась у Луи Маля в таких ключевых лентах, как «Лифт на эшафот» и «Любовники», причём последний фильм вызвал много споров в связи с откровенностью некоторых сцен. Затем приняла предложения величайших режиссёров в истории кино и снялась в фильмах «Ночь» Микеланджело Антониони, «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо и «Дневник горничной» Луиса Бюнюэля. В последующие годы её можно было увидеть у Бертрана Блие в «Вальсирующих», у Люка Бессона в «Её звали Никита», у Вима Вендерса в «Когда наступит конец света» и вновь у Антониони «За облаками».

О лице Моро Луи Малль говорил, что оно способно зажигаться от света на Елисейских Полях. Фассбиндер считал ее абсолютным воплощением Женственности. Орсон Уэллс называл лучшей исполнительницей в истории кино. А Франсуа Трюффо сказал: «Среди всех актрис она была единственной, способной сыграть роль, требующую и властности и смирения одновременно».

23 января 1931 года
Анна Павлова

В 1931 году во время гастролей в Гааге скончалась от плеврита Анна Павлова. 

Несколько дней не дожила великая русская танцовщица до своего пятидесятилетия. Она не думала умирать, была готова выйти на сцену. Последними ее словами были: «Приготовьте мне костюм Лебедя…». Хореографическая миниатюра на музыку Камиля Сен-Санса «Лебедь» (название «Умирающий Лебедь» она получила позднее) была поставлена совместно с Фокиным и впервые исполнена Анной Павловой 22 декабря 1907 года. Эта миниатюра вошла в ее биографию навсегда, став символом нового русского балета. 25 января 1931 года, когда Лондон узнал о смерти великой балерины, в театре «Аполло» шел балетный спектакль. В память Анны Павловой оркестр исполнил музыку Сен-Санса при открытом занавесе. Сцена была пуста, лишь луч прожектора скользил по ней. Весь зал поднялся и стоял, пока не смолкли последние аккорды музыки. 

После смерти прах Анны Павловой был перенесен в Лондон, на этом настоял Виктор Дандре, утверждавший, что Павлова сама упоминала «о желательности такого варианта для похорон». После ее смерти уже было невозможно что-либо проверить. И прах Анны Павловой до сих пор покоится в крематории «Голдерс грин».