Индия в первой половине XIX века

К середине XIX в. Англия окончательно установила свое господство над всей Индией. Начался сложный и противоречивый процесс европеизации и модернизации, то есть приобщения этой гигантской колонии как к достижениям и благам, так и к недостаткам западноевропейской цивилизации. Индийцы не хотели мириться с новыми порядками, несшими угрозу их традиционному образу жизни.

Индия — английская колония

В ответ на колонизацию Индии грянуло мощное народное восстание 1857—1859 гг., которое было потоплено в крови цивилизованными англичанами. После этого борьба за независимость продолжалась мирными средствами вплоть до успешного завершения в 1947 г. В этом одна из наиболее примечательных особенностей истории Индии нового и новейшего времени.

Ранджит Сингх — великий правитель (махараджа) сикхов
Ранджит Сингх — великий правитель (махараджа) сикхов. В 1799—1839 гг. объединил под своей властью Пенджаб, создал огромное государство сикхов. После смерти махараджи Сингха его государство начало распадаться и стало легкой добычей англичан

Англичане сравнительно легко завоевали Индию, без особых потерь и руками самих индийцев. Английские вооруженные силы, состоявшие из местных солдат — сипаев, покоряли индийские княжества одно за другим. Последним в Индии свою свободу и независимость потерял Пенджаб, присоединенный к территории Ост-Индской компании в 1849 г. Около ста лет понадобилось англичанам, чтобы поставить под свой полный контроль эту огромную страну. Впервые в своей истории Индия была лишена государственной самостоятельности.

Страна и раньше подвергалась завоеваниям. Но чужеземцы, оседавшие в пределах ее рубежей, старались приспособиться к условиям индийской социальной и экономической жизни. Подобно норманнам в Англии или маньчжурам в Китае, завоеватели всегда становились неотъемлемой частью существования индийского государства.

Новые завоеватели были совершенно иными. Их родиной была другая и далекая страна. Между ними и индийцами лежала огромная пропасть — различие в традициях, образе жизни, привычках, системе ценностей. Англичане с презрением относились к «туземцам», чуждались и сторонились их, живя в собственном «высшем» мире. Даже рабочие и фермеры, приезжавшие в Индию, неизбежно причислялись здесь к правящему классу. Между англичанами и индийцами первоначально не было ничего общего, кроме взаимной ненависти. Англичане представляли иной — капиталистический тип цивилизации, которая не могла существовать без эксплуатации других народов.

Англичане в Индии
Англичане в Индии. Европейцы чувствовали себя хозяевами страны

На части индийской территории англичане осуществляли власть непосредственно через свою администрацию. Другая часть Индии была оставлена в руках феодальных князей. Англичане сохранили примерно 600 самостоятельных княжеств. Мельчайшие из них насчитывали сотни жителей. Князья находились под контролем колониальных властей. Так легче было управлять Индией.

Колониальная эксплуатация

Индия была жемчужиной первой величины в британской короне. В ходе завоеваний огромные богатства и сокровища индийских раджей (князей) потоком шли в Англию, пополняя наличный капитал страны. Такая подпитка в значительной мере способствовала промышленному перевороту в Англии.

Прямой грабеж постепенно принял форму узаконенной эксплуатации. Основным орудием ограбления страны стали налоги, которые поступали в казну Ост-Индской компании. Индийским товарам, которые раньше широко вывозились, теперь был закрыт доступ в Европу. Зато английские товары беспрепятственно ввозились в Индию. В результате текстильное производство Индии пришло в упадок. Безработица среди ремесленников была чудовищной. Люди оказались на грани голодной смерти и умирали тысячами. Генерал-губернатор Индии докладывал в 1834 г.: «Равнины Индии усеяны костями ткачей».

Индия превратилась в экономический придаток Англии. Благосостояние и богатство метрополии в значительной степени объяснялось ограблением индийского народа.

Антиколониальное восстание 1857 — 1859 годы

Установление британского господства над Индией резко усилило бедствия народных масс. Здравомыслящие англичане сознавали это. Вот что писал один из них: «Чужеземные завоеватели применяли к туземцам насилие и зачастую большую жестокость, но никто еще не обращался с ними с таким презрением, как мы».

В 50-х гг. XIX в. в стране царило повсеместное недовольство англичанами. Оно еще больше возросло, когда прокатились слухи о предстоящем насильственном обращении индусов и мусульман в христианскую веру. Вражду к англичанам испытывали не только беднейшие слои населения, но и часть феодальной аристократии, мелких феодалов и общинной (деревенской) верхушки, ущемленной в своих правах колониальной администрацией. Недовольством были охвачены и сипаи, с которыми англичане после завоевания Индии считались все меньше и меньше.

В мае 1857 г. взбунтовались сипайские полки. Восставшие расправились с английскими офицерами и захватили Дели. Здесь они объявили о восстановлении власти могольского императора.

Тантия Топи. Телохранитель Нана Сахиба
Тантия Топи. Телохранитель Нана Сахиба, один из способнейших военачальников. Прославился своими партизанскими действиями против англичан. Был предан индийскими феодалами, выдан англичанам и 18 апреля 1859 г. повешен

 

Индия — колония Англии
Индия — колония Англии

Выступление сипаев было не просто военным мятежом, а началом общенационального восстания против англичан. Оно охватило Северную и часть Центральной Индии. Борьбу за независимость возглавили феодалы с целью восстановления порядков, которые существовали до прихода колонизаторов. И первоначально она была успешной. Власть англичан в Индии висела буквально на волоске. Тем не менее судьба восстания во многом была решена самими индийцами. Далеко не все они, особенно князья, поддержали восставших. Не было единого руководства, единой организации и единого центра сопротивления. Сипайские командиры, как правило, действовали разрозненно и несогласованно. Хотя и с большим трудом, но англичанам удалось подавить восстание. 

Нана Сахиб — приемный сын правителя Баджи Pao II
Нана Сахиб — приемный сын правителя Баджи Pao II, один из повстанческих вождей

Нана Сахиб  возглавил восстание в Канпуре. После поражения ушел с частью сипаев к границе Непала. О дальнейшей судьбе ничего неизвестно. По всей вероятности, Нана Сахиб погиб в непроходимых джунглях. Его загадочное исчезновение породило массу слухов. Некоторые считают, что Нана Сахиб послужил прототипом капитана Немо в знаменитых приключенческих фантастических романах Жюля Верна, в которых французский писатель предвидел достижения науки будущего

Последнее усилие феодальной Индии противостоять капиталистической Англии закончилось полным провалом.

Усмиряя восставшую страну, англичане расстреляли огромное количество людей. Многих привязывали к жерлам пушек и разрывали на куски. Придорожные деревья были превращены в виселицы. Деревни уничтожались вместе с жителями. Трагические события 1857—1859 гг. оставили незаживающую рану в отношениях между Индией и Англией.

Начало индийского Возрождения

После распада Могольской империи культурное развитие приостановилось. Вследствие английской колониальной экспансии и беспрерывных войн пришли в упадок живопись, архитектура, другие искусства и ремесла.

Новые хозяева Индии отвергали ценности индийской культуры, обрекали население на нищету и невежество. «Одна полка английских книг стоит больше, чем вся туземная литература Индии и Африки, вместе взятых»,— цинично заявил один из английских чиновников. Но англичане не могли обойтись без небольшой прослойки образованных индийцев — индийской по крови и цвету кожи, английской по вкусам и складу ума. С целью подготовки такой прослойки в 30-х гг. XIX в. было открыто небольшое число средних школ европейского типа, в которых обучались выходцы из богатых семей. Расходы на образование были мизерными. В результате к моменту ухода англичан из Индии в 1947 г. 89 % населения оставалось неграмотным.

Расстрел повстанцев в Индии англичанами
Расстрел повстанцев в Индии англичанами

Несмотря на трудности, народы Индии продолжали развивать свою национальную культуру. Кроме того, произошло тесное соприкосновение с культурой Запада. И это послужило важной предпосылкой глубоких преобразований в религиозной и культурной жизни, получивших название индийского Возрождения.

Рам Рой

У истоков индийского Возрождения стоит Рам Мохан Рой, выдающийся общественный деятель, реформатор и просветитель первой половины XIX в. Соотечественники называют его «отцом современной Индии».

Индийское искусство: «Два продавца со своими изделиями — рыбой и сладостями».
Индийское искусство: «Два продавца со своими изделиями — рыбой и сладостями». Шива Даял Лал — один из известных индийских художников середины XIX в.

Рам Рой родился в семье брахмана. Он мог бы вести размеренную жизнь ученейшего из ученых вдали от политических бурь и житейских забот. Но он, говоря словами Рабиндраната Тагора, принял решение спуститься на землю к простому народу, чтобы «сеять семена знаний и распространять аромат чувств».

Несколько лет Рам Рой вел жизнь странствующего аскета. Путешествовал по Индии и Тибету. Затем стал чиновником налогового ведомства. Уйдя в отставку, посвятил себя литературной и общественной деятельности. Он выступал против реакционных обрядов и обычаев индусской религии, против кастовых предрассудков, идолопоклонничества, варварского обычая самосожжения вдов (сати) и умерщвления новорожденных девочек. Под влиянием его выступления за отмену сати английское правительство запретило этот обряд.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Героиня индийского народа

Рани Лакшми Бай
Рани Лакшми Бай

Среди вождей антиколониального восстания 1857— 1859 гг. выделяется имя Лакшми Бай — княгини (рани) небольшого княжества Джханси. После смерти мужа она была грубо отстранена англичанами от управления княжеством. Когда же началось восстание, молодая княгиня присоединилась к вождям повстанцев На- на Сахибу и Тантия Топи, которые были друзьями ее детства. Она мужественно сражалась против англичан в Джханси. После захвата княжества неприятелем ей удалось пробиться к Тантия Топи, у которого стала командовать кавалерийским отрядом. В одном из сражений двадцатилетняя княгиня была смертельно ранена. «Лучшей и храбрейшей» из повстанческих вождей назвал ее английский генерал, который сражался против нее. Имя юной героини рани Джханси Лакшми Бай особо почитается индийским народом.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.