11 августа в 1973 году начался показ телесериала "Семнадцать мгновений весны"

 "Семнадцать мгновений весны"

И еще одна знаменательная премьера этого дня. 11 августа 1973 года, в 19 часов 30 минут, по Центральному телевидению начался показ телесериала "Семнадцать мгновений весны".

В фильме Татьяны Лиозновой был занят поистине звездный актерский ансамбль: Вячеслав Тихонов, Ростислав Плятт, Леонид Броневой, Олег Табаков, Лев Дуров, Леонид Куравлев…

Замысел книги о разведчике, внедренном в высшие нацистские структуры, родился в КГБ. И его на весьма высоком уровне воплотил писатель Юлиан Семенов. Фильм курировал сам Юрий Андропов. Получилось очень убедительно, несмотря на то, что советского разведчика, сделавшего такую карьеру в нацистском рейхе, в действительности не существовало. Не было в гитлеровской Германии и такого рода характеристик, как "истинный ариец; характер нордический, выдержанный; беспощаден к врагам рейха; в связях, порочащих его, замечен не был..." и так далее. Остается только гадать, как в КГБ пропустили само название, ведь "Семнадцать мгновений весны" – это строка из песни, звучавшей в немецком фильме "Девушка моей мечты", снятом во времена Гитлера. 

Советский зритель полюбил фильм сразу и навсегда. Одна из примет народной любви – бесчисленное множество анекдотов про Штирлица и других персонажей картины. Как свидетельствует милицейская статистика, в часы трансляции «Мгновений» в стране практически не фиксировалось совершение преступлений. В те годы буквально все - от партийного аппаратчика до уголовного авторитета, затаив дыхание, наблюдали за героической работой полковника Исаева. 

Одна из удач Лиозновой заключалась в том, что ей удалось не превратить немцев в шаржированных идиотов, как это обычно делалось в советском кино. Броневого, исполнителя роли Мюллера, критика даже обвиняла в том, что он создал слишком обаятельный образ врага. А Олег Табаков после показа фильма в Германии получил открытку от племянницы Шелленберга: "Спасибо, что в фильме вы такой же добрый, каким был дядя Вальтер".

А еще своим успехом фильм во многом обязан великолепной музыке Микаэла Таривердиева и песням в исполнении Иосифа Кобзона.