16 июля в 1904 году родилась советская актриса театра и кино Татьяна Ивановна Пельтцер

Татьяна Ивановна Пельтцер

«Я — счастливая старуха», — сказала Татьяна Ивановна Пельтцер на своём 70-летии. После этого «счастливая старуха» прожила еще 18 лет. Великая актриса скончалась на 89 году жизни ровно 15 лет назад, 16 июля 1992 года, там же, где и родилась, в Москве и была похоронена на Введенском кладбище. 

Её мать - еврейка, дочь главного раввина Киева. А отец - Иоганн Робертович Пельтцер - немец, предки которого переселились из Германии в Россию во времена Ивана Грозного. Они были портными, шили шубы, «пельтцы», так что их ремесло дало им и фамилию. Иоганн Робертович был, тем не менее, актёром, одним из первых заслуженных артистов Республики, и всю жизнь называл себя Иваном Романовичем. Вплоть до августа 1914 года, пока не началась Первая мировая война, в семье говорили исключительно по-немецки.

Актёрскому мастерству Татьяна училась у своего отца, который ставил её первые спектакли. На сцену она впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши» в роли Авдия. А за следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — впервые получила гонорар. В одиннадцать лет Татьяна блистала в роли Серёжи в спектакле «Анна Каренина», но её путь на сцену не был лёгким: актрисой она стала без актёрского образования.

Профессиональную актёрскую деятельность Пельтцер начала в 1920 году в Передвижном театре Политуправления, затем работала в театрах Нахичевани и Ейска, а в 1923 году вступила в труппу театра МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), откуда, впрочем, была исключена с формулировкой «за профнепригодность». Пришлось некоторое время подрабатывать машинисткой.

В 1927 году Пельтцер вышла замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и спустя три года уехала с ним в Берлин, где устроилась машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёр Эрвин Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса Татьяна Тейблер — театральная актриса, пригласил её в свой спектакль. Но благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказалась всё же не для неё. Несмотря на отсутствие бытовых трудностей, языкового барьера, Татьяна развелась с мужем и уехала в Москву, где снова взяла фамилию Пельтцер. Тем не менее, с Гансом Тейблером они поддерживали хорошие отношения всю оставшуюся жизнь.

Пельтцер попыталась возобновить актерскую карьеру в Театре Моссовета, но оттуда ее выгнали. Пришлось опять садиться за пишущую машинку, только теперь уже на машиностроительном заводе, где главным конструктором работал её брат Александр, трёхкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках.

Потом она пробовала свои силы в жанре миниатюры, конферировала, её первая большая кинороль легла на полку на долгих одиннадцать лет. Было много слёз и разочарований, прежде чем пришло всенародное признание и любовь нескольких поколений зрителей. Правда, Татьяне Пельтцер к тому моменту исполнилось сорок семь лет.

Прорыв произошел после того, как в Театре Сатиры она получила роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле "Свадьба с приданым". Спектакль сняли на плёнку и пустили по кинотеатрам. 

После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывалась специально, чтобы стать одной из основных.

А сколько у неё было таких мам ("Укротительница тигров", "Одиножды один", "Морозко"), бабушек ("Чудак из пятого "Б"", "Вам и не снилось", "Карантин"), жён, тёть, соседок, учительниц, медсестёр, просто старух ("Деревенский детектив", "Ты - мне, я - тебе", "Личное дело судьи Ивановой", "Медовый месяц", "Журавушка")… И это лишь мизерный перечень картин с ее участием! А чем памятны нам детские ленты "Приключения жёлтого чемоданчика" и "Руки вверх!" - только бабушками в исполнении Татьяны Пельтцер. Кто ещё из наших актрис мог бы в семьдесят лет танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым, кататься, стоя на крыше троллейбуса?

В 1951 году Татьяна Пельтцер была удостоена Сталинской премии, в 1960-ом – звания народной артистки РСФСР, а в 1972 году ей было присвоено звание народной артистки СССР – первой в Театре Сатиры, который к тому времени существовал уже 48 лет.