События 12 марта

12 марта 1685 года
Джордж Беркли

В 1685 году родился Джордж Беркли - епископ, миссионер, оригинальный мыслитель, ретроград и новатор, неутомимый спорщик и мастер парадоксов. 

Он нападал на большинство современных ему научных теорий, опровергал философов и теологов, физиологов и математиков. Воззрения самого Беркли критиковались во все времена и со всех сторон. Однако, многие открытия науки ХХ века - теория относительности, радиосвязь в космосе, представление о волновой теории элементарных частиц – убедительно подтвердили странные для своего времени размышления епископа Беркли.

12 марта 1738 года
Василий Баженов

12 марта 1738 года день рождения Василия Баженова, выдающегося архитектора, одного из основоположников русского классицизма. Пишу «возможно», потому что ряд энциклопедических справочников допускают, что он мог родиться годом раньше – 12 марта 1737 года.

Когда Баженов учился во Франции, Людовик Пятнадцатый предложил ему место придворного художника, но Баженов отказался, предпочтя сомнительное будущее на родине. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, в Риме — модель Cобора св. Петра, а на родине оставил потомкам чудные творения: дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Михайловский замок в Санкт-Петербурге, Дом Пашкова в Москве...
 

12 марта 1889 года
Великий русский танцовщик и хореограф Вацлав Нижинский

В 1889 году в Киеве родился великий русский танцовщик и хореограф Вацлав Нижинский, первая и до сих пор непревзойденная звезда русского и мирового балета.

Его постановка «Весны священной» Игоря Стравинского в Париже в 1913 году стала новаторской и в композиции, и в экспрессии танца и вылилась в грандиозный скандал: публика устроила обструкцию, пыталась сорвать представление. Тем не менее именно искания Нижинского во многом определили пути развития хореографии в XX веке.
 

12 марта 1937 года
Зураб Соткилава

В 1937 году родился певец с мировым именем, знаменитый тенор, премьер Большого театра Зураб Соткилава. 45 лет в театре и 35 - на сцене главного музыкального театра России, где он дебютировал в 1973 году в опере "Кармен". 

Удивительная биография у этого человека. Начинал будущий мастер бель канто как горный инженер, маркшейдер, был футболистом, чемпионом Советского Союза, капитаном сборной молодежной Грузии. По словам певца, званием чемпиона СССР он гордится не меньше, чем званием народного артиста Советского Союза.

По мнению Соткилавы, в целом его вокальная судьба сложилась удачно. «Но, конечно, жалко, что раньше много было ограничений в России, - говорит он. - Я, например, впервые выехал на постановку за рубеж в Италию - это был «Отелло» - в 43 года. Надо было бы родиться после перестройки».

Однажды после гастролей по Югославии местные газеты назвали Соткилаву наследником Карузо. Певец в отчаянье порвал рецензии. «Карузо – мой Бог, - заявил он. – Это самое великое, что было в нашем искусстве. У него нет наследников, он неповторим».
 

12 марта 1937 года
Борис Дуров

В один день с Зурабом Соткилава, 12 марта 1937 года, родился кинорежиссер и сценарист Борис Дуров. Во ВГИК он пришел, имея за плечами Суворовское и высшее инженерно-авиационное училища. 

В 1967 году вместе со Станиславом Говорухиным Дуров поставил мужественно-романтическую киноленту «Вертикаль» с Владимиром Высоцким. А в 1979-ом – самый знаменитый свой фильм «Пираты XX века», ставший в следующем году лидером проката среди отечественных картин и занявший второе место в списке самых кассовых фильмов в истории советского кино.

Он также снял картины «Повесть о чекисте», «Вот моя деревня», «Происшествие», «Не могу сказать "прощай"» и другие. Умер Борис Дуров в апреле прошлого года на 71-ом году жизни. Последней киноработой мастера стала первая часть мистического телесериала «Тайный знак».

12 марта 1945 года
Анна Франк

12 марта 1945 года в концентрационном лагере Берген-Бельзен, не дожив нескольких недель до прихода английских войск, менее двух месяцев до окончания войны и ровно трех месяцев до своего 16-летия, умерла от тифа Анна Франк.

В течение двух лет, на протяжении которых семья Франк скрывалась от нацистов в Амстердаме, эта еврейская девочка вела дневник. «Целые улицы превращены в груды щебня, и понадобится немало дней, чтобы пристроить всех, у кого разбомбило дома… Больницы переполнены. Дети бродят по улицам, ищут под обломками отцов и матерей», - выводила детская рука… 

4 августа 1944 года гестаповский патруль ворвался в убежище, где пряталось семейство Франк и еще несколько евреев, и увез всех в сборный лагерь Вестерборк. В опустевшем помещении на полу тайника остались валяться книги, газеты и клетчатая тетрадка, подаренная Анне на день рождения – ее дневник. Эту тетрадку подобрали друзья, и после окончания войны вручили чудом уцелевшему в Освенциме отцу девочки. Когда дневник был опубликован, имя Анны Франк прославилось на весь мир, а сам дневник, переведенный на множество языков, стал одним из самых ярких свидетельств о преступлениях нацизма.

12 марта 1953 года
Ирина Понаровская

Сегодня день рождения Ирины Понаровской.

Она родилась в Ленинграде в музыкальной семье. Отец Ирины был легендой джаза, учился у Леонида Утесова и руководил оркестром в гостинице «Москва». Мать – Нина Арнольди (у нее немецкие корни) – закончила консерваторию по классу фортепиано. Бабушка Шарлотта Арнольди убедила зятя в том, что у девочки есть способности и ее необходимо отдать в музыкальную школу при Ленинградской консерватории. 

Ирина в детстве была очень послушной девочкой. За свою не по годам серьезность даже получила от домашних прозвище «маленькая старушка». Она была всегда «себе на уме», и это раздражало сверстников. Ей резали школьную форму, дергали за косу, обзывали. Даже учительница подтрунивала: «Музыкантша, сыграй на балалайке!» 

В детстве Ирина была очень полной, и это тоже было предметом насмешек. В 11 лет она весила 80 килограммов! Чулки налезали ей только до колен - до того были жирные ноги. Но в один прекрасный миг Ирина поняла, что с этим нужно что-то делать и отправилась в секцию художественной гимнастики. Там на нее посмотрели как на сумасшедшую. «Ты что, смеешься? У нас девочки по 40 килограммов», - сказал тренер. «А вы на меня не смотрите, мне результаты не нужны, можно, я просто так буду к вам ходить?» - попросила Ирина. Разрешили. И уже после первого занятия на нее стали смотреть с некоторым уважением: девочка оказалась невероятно гибкой, прыгучей, как колобок, и очень трудолюбивой.

А еще она обладала железной волей, которая помогла с честью выдерживать самые строгие диеты, не уступая родительским мольбам «не губить себя и съесть хоть кусочек». Благодаря всем этим качествам и состоялось чудесное превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Ирина стала кандидатом в мастера спорта по художественной гимнастике. Вот уже много лет ее называют самой элегантной дамой российской эстрады. В 1996 году представители Дома моды "Шанель" присвоили Понаровской титул "Мисс Шанель Советского Союза", а в 1998-ом итальянская фирма, чью одежду носили Марлен Дитрих и Роми Шнайдер (любимые актрисы Понаровской), предложила Ирине стать "лицом" фирмы…

12 марта 2001 года
Роберт Ладлэм

В 2001 году на семьдесят четвертом году жизни от сердечного приступа умер Роббер Ландэм.

Первый же роман «Наследство Скарлатти», написанный Ландэмом в сорок два года, сразу возглавил списки бестселлеров, как лучший триллер. Затем последовали «Уик-энд Остермана», «Тревейн», «Дорога на Гандольфо», «Обмен Райнмана», «Рукопись Чэнселлора», «Идентификация Борна» и другие книги. Его романы, а всего их свыше 20, еще до кончины автора были переведены на 32 языка и разошлись по миру общим тиражом в 220 миллионов экземпляров! 

Советский читатель начинал знакомиться с творчеством Ландлэма по журнальным публикациям – сначала в «Иностранной литературе» состоялась нашумевшая публикация романа «Бумага Мэтлока», а потом «Нева» напечатала «Рукопись Чэнселлора». Сегодня книги Ландлэма, в том числе в белорусских издательствах, выходят баснословными тиражами и продолжают пользоваться неослабевающим спросом.

Главное, что отмечают как поклонники этого автора, так и критики - мастерски сотканные сюжеты его книг. «В любом романе мистера Ладлэма заложено столько неожиданностей, сколько не встретишь ни в каком ином произведении данного жанра», - отмечалось в литературном приложении к газете «Нью-Йорк таймс». И дело здесь не только в одаренности художника, но и в его большом жизненном опыте: до прихода в литературу Роберт Ладлэм почти два десятка лет работал в шоу-бизнесе актером и продюсером. Там он на деле постигал искусство удерживать внимание зрителя, слушателя, читателя.

Интрига не должна заслонять собой живого человека - таково было творческое кредо Ладлэма. Его персонажи отнюдь не геройствуют, но живут своими проблемами и заботами, а когда получают удары, то испытывают боль и страдание.