22 декабря в 1837 году родился российский драматург, историк балета Сергей Николаевич Худеков

портрет С.Н. Худекова

В Сочи есть уникальный парк «Дендрарий», который по праву называют «зеленой сокровищницей российских субтропиков». Здесь можно пройтись по тенистым аллеям бамбуков, увидеть редкие экзотические пальмы и бананы, полюбоваться цветением агав и магнолий… Сочинцы с благодарностью помнят имя основателя этого райского уголка — Сергея Худекова. Но это же имя хорошо известно и историкам русской журналистики, и теоретикам балета, и представителям других самых разнообразных профессий. Неужели речь идет об одном и том же человеке? Именно так. О Сергее Николаевиче Худекове.

Он родился 22 декабря 1837 года в семье мелкопоместных дворян в селе Ерлино Рязанской губернии. Получив воспитание в одной из московских гимназий, Сергей окончил курс юридического факультета московского университета. В 1854 году Худеков поступил на службу в действующую армию, участвовал в Крымской войне, за доблесть и отвагу был удостоен ордена на Андреевской ленте и через 12 лет вышел в отставку в чине майора. В 1866 году, похитив прямо на балу свою возлюбленную Наденьку из-под бдительного ока отца, отставного поручика Страхова, Худеков женился на ней и в дальнейшем решил посвятить себя литературе. Много печатался, а в тридцать четыре года, благодаря своим необыкновенным способностям и огромному трудолюбию, арендовал, а затем и купил «Петербургскую газету». От своих сотрудников Сергей Николаевич требовал скорости доставления сведений, краткости изложения, а самое важное — «чёрное не изображать белым». Главной заботой издателя был Литературный отдел. К работе в газете Худеков сумел привлечь самых известных в то время критиков, писателей, артистов, в их числе Немировича-Данченко, Лескова, Плещеева… Именно в «Петербургской газете» 6 мая 1885 года состоялся литературный дебют Антона Чехова — в этот день был опубликован его рассказ «Последняя могиканка».

Несомненно, у «Петербургской газеты» было большое будущее. Перед Первой мировой войной её тираж составлял 194 тысячи экземпляров (это много для того времени), а после установки нового типа ротационной машины он должен был возрасти ещё больше. Но известные исторические события сорвали эти планы.

Со временем Худеков окунулся в театральный мир Петербурга, открыв в себе способности драматурга и искусствоведа и создав много оригинальных, довольно интересных пьес. Будучи большим поклонником русского балета, Сергей Николаевич написал несколько программ либретто к постановкам Мориса Лиепы: «Царь Кандавал», «Баядерка», «Роксолана», «Зорайя, или мавританка в Испании», «Весталка»… Он собрал редкую коллекцию рисунков, фотографий и документов по истории балета (около 15 тысяч экспонатов), что позволило ему издать уникальный труд по истории русской и западноевропейской хореографии XVII–XIX веков под названием «История танцев всех времён и народов». Поэтому во всем мире Худеков известен, прежде всего, как критик и историк балета.

Долгие годы Сергей Николаевич возглавлял литературно-театральные комиссии и занимался вопросами народного театра.

Но ещё в одной области проявился его талант – в сельском хозяйстве. О родовом имении Худекова Ерлино знали даже в Европе, о нем с восторгом писал сборник «Выдающиеся хозяйства», выходивший на русском, немецком и французском языках. В хозяйстве Худекова разводились куры, утки, фазаны, голуби. Процветало племенное животноводство — разные породы лошадей (от рысистых до тяжеловозов), свиней, овец, крупного рогатого скота… Успехи во всех этих отраслях были отмечены целым рядом золотых и серебряных медалей и почётных грамот. А в 1890 году за участие в Первой Всероссийской выставке садоводства и плодоводства в Санкт-Петербурге Худеков был пожалован кавалером императорского ордена Святой Анны I степени.

Крупное хозяйство в Ерлино давало хозяину большие доходы. На эти средства он построил сельскую школу, где ученикам давали бесплатные обеды и учебники, а в 1889 году купил близ Сочи 72 гектара земли на южном склоне горы Лысая. Худеков расчистил этот участок от дикой растительности, заложил здесь сливовые и персиковые сады, а также парк, который через годы стал тем самым «Дедрарием», с которого начался наш рассказ.