В 1746 году в арагонской деревеньке, в семье мастерового родился выдающийся испанский живописец Франциско Хосе де Гойя, кисти которого принадлежат многие знаменитые полотна, в том числе "Бедствия войны", "Семья Карла IV", "Игра в жмурки"…
Вундеркиндом Гойя не был. Даже напротив - начинал свой путь в искусстве без особого блеска. Долгое время работал в Мадриде, в мастерской королевской шпалерной мануфактуры. Рисовал картоны - образцы для ковров. Гений Гойи проснулся в сорок с лишним лет, после того как художник перенес тяжелую болезнь, следствием которой стала абсолютная глухота. Вот тогда-то и появилась великая живопись Гойи с таинственным золотым светом и умением выразить суть момента и состояние человека.
Портреты Гойи обеспечили ему место «первого живописца короля», хотя ни один придворный художник ни до, ни после него не оставил таких безжалостных воспоминаний о своих заказчиках. Только чудом Карл IV не лишил Гойю звания придворного живописца за "Портрет королевской семьи", ведь от кисти великого портретиста не ускользнули ни пустота самого Карла, ни ни глупость королевы. Господа Бурбоны самозабвенно были влюблены в себя и не допускали мысли, что их облик и поведение граничат с фарсом.
Потеряв слух, Гойя не стал мизантропом. До глубокой старости он не уставал воспевать обаяние и чары испанских женщин. Всю жизнь он, подобно Тициану и Рубенсу, создавал собирательный образ красавицы.
Уже немолодой Гойя создал серию офортов "Капричос", в которой показал Испанию пыток, Испанию власти инквизиции и тупых вельмож. Во времена царящей в стране реакции это было гражданским подвигом. Инквизиция отправляла на костер и за меньшие вольности.
Умер Гойя в 82 года. Останки художника покоятся в Бордо, в церкви Сан-Антонио де ла Флорида, под собственными фресками. "Ты останешься неповторимым во все времена, потому что не боялся быть собой", - сказал, после смерти Гойи, его друг, французский библиограф Антуан Де Брилль.