В 1936 году с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла первая советская легковушка - выносливая, прочная и неприхотливая – народная любимица, знаменитая «Эмка», воспетая Константином Симоновым, лимузин марки "М-1". «М» - означало Молотов, но в народе все же больше прижилось название "эмка".
Поначалу автомобилю, как и первому грузовику, был определен фордовский прототип Ford-V8-40, но конструкторский коллектив ГАЗа во главе с Липгартом пошел своим путем. Двигатель форсировали до 50 лошадиных сил, модернизировав уже выпускаемый четырехцилиндровый, придумали раму повышенной прочности и четыре подвески вместо двух, помня о второй беде России – неважных дорогах.
«Эмке» была уготована сложная судьба: от «черного ворона» НКВД до персонального транспорта всех «красных директоров». В качестве подарка ее получили Стаханов и его последователи. Этот автомобиль стал олицетворением советского автопрома в 30-х и 40-х годах. Это «на эмке драной и с одним наганом» первыми врывались в города, по словам Константина Симонова, наши победители.
В 1937 году "Эмка" участвовала на Всемирной промышленной выставке в Париже и вполне достойно представляла СССР. Производство М-1 было в основном свернуто в 1941 году, но сборка из запаса деталей продолжалась еще долгое время. Так, на начало войны в Красной Армии насчитывалось десять с половиной тысяч "Эмок".
В первые годы Великой Отечественной это был основной автомобиль командного состава армии. ГАЗ-М1 выпускался на Горьковском автозаводе до 1943 года. Всего же было выпущено 62 тысячи 888 таких автомобилей. Сегодня – это, конечно же, музейная редкость.
Кстати, существовало несколько модификаций «Эмки»: ГАЗ-М-1 такси, M-415 (пикап), ГАЗ-11-73 (шестицилиндровый), ГАЗ-21 (трехосный), ГАЗ-ГЛ-1 (гоночный). Но, пожалуй, самое главное, что надо отметить, – именно «Эмка» послужила для автозаводцев базой для конструирования знаменитого автомобиля «Победа».