Возрождение в Западной Европе

На рубеже XV-XVI вв., когда Италия оказалась в центре международной политики, ренессансный дух проник и в другие страны Европы. Он проявился, в частности, в сильном итальянском влиянии на политическую жизнь и экономические отношения, что дало повод английскому историку А. Тойнби говорить об «итальянизации» Европы.

Северное Возрождение

По-иному обстояло дело в области культуры. За пределами Италии, особенно на севере Европы, античное наследие играло гораздо более скромную роль, чем на родине Возрождения (читайте про итальянское Возрождение). Определяющее значение имели национальные традиции и особенности исторического развития различных народов.

Эти обстоятельства наглядно проявились в Германии, где возникло широкое культурное движение, получившее название Северное Возрождение. Именно в Германии в разгар Возрождения было изобретено книгопечатание. В середине XV в. Иоганн Гуттенберг (ок. 1397-1468) опубликовал первую в мире печатную книгу — латинское издание Библии. Книгопечатание быстро распространилось по всей Европе, превратившись в мощное средство распространения гуманистических идей. Это эпохальное изобретение изменило весь характер европейской культуры.

Типография. Гравюра 1568 г.
Типография. Гравюра 1568 г.

Предпосылки Северного Возрождения сложились в Нидерландах, особенно в богатых городах южной провинции — Фландрии, где почти одновременно с ранним итальянским Возрождением зародились элементы новой культуры, наиболее ярким выражением которой стала живопись. Другим признаком наступления новых времён стало обращение нидерландских богословов к нравственным проблемам христианской религии, их стремление к «новому благочестию». В такой духовной атмосфере вырос крупнейший мыслитель Северного Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536). Уроженец г. Роттердама, он учился в Париже, жил в Англии, Италии, Швейцарии, своими трудами приобретя общеевропейскую известность. Эразм Роттердамский стал основоположником особого направления гуманистической мысли, получившей название христианский гуманизм. Он понимал христианство прежде всего как систему нравственных ценностей, которых следовало придерживаться в повседневной жизни.

Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский

На основе углубленного изучения Библии нидерландский мыслитель создал собственную богословскую систему — «философию Христа». Эразм Роттердамский учил: «Не думай, что Христос сосредоточен в обрядах и службах, как бы ты их ни соблюдал, и в церковных учреждениях. Христианин — не тот, кто окроплён, не тот, кто помазан, не тот, кто присутствует на таинствах, но тот, кто проникнут любовью ко Христу и упражняется в благочестивых делах».

Одновременно с Высоким Возрождением в Италии происходил расцвет изобразительного искусства и в Германии. Центральное место в этом процессе занял гениальный художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). Его родиной был вольный город Нюрнберг в Южной Германии. Во время поездок в Италию и Нидерланды германский художник имел возможность ознакомиться с лучшими образцами современной ему европейской живописи.

А. Дюрер. Автопортрет
А. Дюрер. Автопортрет

А. Дюрер. Всадники Апокалипсиса. Гравюра
А. Дюрер. Всадники Апокалипсиса. Гравюра

В самой Германии в то время широкое распространение получил такой вид художественного творчества, как гравюра — рельефный рисунок, нанесённый на доску или металлическую пластину. В отличие от живописных полотен гравюры, размноженные в форме отдельных оттисков или книжных иллюстраций, становились достоянием самых широких кругов населения.

Дюрер довел технику гравирования до совершенства. Цикл его гравюр на дереве «Апокалипсис», иллюстрирующий главное библейское пророчество, относится к числу величайших шедевров графического искусства.

Подобно другим мастерам Возрождения Дюрер вошёл в историю мировой культуры как выдающийся портретист. Он стал первым германским художником, получившим общеевропейское признание. Большую известность приобрели также художники Лукас Кранах-старший (1472-1553), известный как мастер мифологических и религиозных сцен, и Ханс Хольбейн-младший (1497/98-1543).

Л. Кранах-старший. Портрет бургомистра Вайсенфельса
Л. Кранах-старший. Портрет бургомистра Вайсенфельса

Л. Кранах-старший. Принцесса Сибилла Клевская
Л. Кранах-старший. Принцесса Сибилла Клевская

Хольбейн несколько лет проработал в Англии, при дворе короля Генриха VIII, где создал целую галерею портретов своих знаменитых современников. Его творчество знаменовало собой одну из вершин художественной культуры Возрождения.

Французский Ренессанс

Культура Возрождения во Франции также отличалась большим своеобразием. После окончания Столетней войны страна переживала культурный подъём, опираясь на собственные национальные традиции.

Расцвету и обогащению французской культуры способствовало географическое положение страны, открывавшее возможности для близкого знакомства с культурными достижениями Нидерландов, Германии, Италии.

Новая культура пользовалась во Франции поддержкой королевской власти, особенно в период правления Франциска I (1515-1547). Становление национального государства и укрепление королевской власти сопровождалось формированием особой придворной культуры, получившей отражение в архитектуре, живописи, литературе. В долине р. Луары было построено несколько замков в стиле Ренессанса, среди которых выделяется Шамбор. Долину Луары даже называют «витриной французского Ренессанса». В период правления Франциска I была построена загородная резиденция французских королей Фонтенбло, началось строительство Лувра — нового королевского дворца в Париже. Его строительство завершилось в годы правления Карла IX. При самом Карле IX началась постройка дворца Тюильри. Эти дворцы и замки относились к числу самых замечательных архитектурных шедевров Франции. Лувр является сейчас одним из крупнейших музеев мира.

Лувр. Внутренний двор
Лувр. Внутренний двор

К эпохе Ренессанса относится зарождение портретного жанра, который долгое время преобладал во французской живописи. Наибольшую известность получили придворные художники Жан и Франсуа Клуэ, запечатлевшие образы французских королей от Франциска I до Карла IX и других знаменитых людей своего времени.

Ф. Рабле
Ф. Рабле

Самым ярким явлением французского Возрождения считается творчество писателя Франсуа Рабле (1494-1553), в котором отразилось как национальное своеобразие страны, так и ренессансное влияние. Его сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» представляет широкую панораму французской действительности того времени.

Активный участник политической жизни Франции конца XV — начала XVI в. Филипп де Коммин заложил основы французской исторической и политической мысли Нового времени. Наибольший вклад в их дальнейшее развитие внёс замечательный мыслитель Жан Боден (1530-1596) своими трудами «Метод лёгкого познания истории» и «Шесть книг о государстве».

Английский гуманизм

Крупнейшим центром гуманистической культуры в Англии стал Оксфордский университет, имевший давние традиции классического образования. Здесь изучал античную литературу Томас Мор (1478-1535), имя которого превратилось в символ английского гуманизма. Его главное произведение — «Утопия». В нём нарисован образ идеального государства. Эта книга положила начало и дала название своеобразному литературному жанру — социальной утопии. «Утопия» в переводе с греческого — «страна, которой не существует».

Томас Мор
Томас Мор

Карта острова «Утопия», который посещает один из героев Т. Мора. Гравюра XVI в.
Карта острова «Утопия», который посещает один из героев Т. Мора. Гравюра XVI в.

Изображая идеальное общество, Мор противопоставлял его современной ему английской действительности. Дело в том, что Новое время несло с собой не только несомненные достижения, но и тяжёлые общественные противоречия. Английский мыслитель первым показал в своём произведении социальные последствия капиталистического преобразования английской экономики: массовое обнищание населения и раскол общества на богатых и бедных.

В поисках причины такого положения он приходил к убеждению: «Где только есть частная собственность, где всё мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Т. Мор был крупным политическим деятелем своего времени, в 1529— 1532 гг. он даже занимал пост лорд-канцлера Англии, но из-за несогласия с религиозной политикой короля Генриха VIII был казнён.

Повседневная жизнь эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения внесла большие перемены не только в художественную культуру, но и в бытовую культуру, повседневную жизнь людей. Именно тогда впервые появились или получили широкое распространение многие привычные современному человеку предметы домашнего обихода.

Важным нововведением стало появление разнообразной мебели, пришедшей па место простых и громоздких конструкций средневековья. Потребность в такой мебели привела к зарождению нового ремесла — столярного, в дополнение к более простому плотницкому.

Более богатой и качественно сделанной становилась посуда; массовое распространение, в дополнение к ножу, получили ложки и вилки. Более разнообразным становилось и питание, ассортимент которого значительно обогатился и за счёт продуктов, привозимых из вновь открытых стран. Общий рост богатства, с одной стороны, и резкое увеличение количества драгоценных металлов и камней, хлынувших в Европу вследствие Великих географических открытий, с другой, привели к расцвету ювелирного искусства. Быт в ренессансной Италии становится более утончённым и красивым.

Столовая палаццо Даванцати. Флоренция
Столовая палаццо Даванцати. Флоренция

Б. Челлини. Солонка
Б. Челлини. Солонка

Позднее Средневековье оставило в наследство Возрождению такие вещи, как ножницы и пуговицы, а в начале XTV в. в Бургундии, которая тогда диктовала моду в Европе, изобрели кройку одежды. Изготовление одежды выделилось в особую профессию — ремесло портного. Всё это произвело настоящую революцию в области моды. Если раньше одежда не менялась очень долгое время, то теперь её легко можно было конструировать по любому вкусу. Итальянцы переняли возникшую в Бургундии моду на кроёную одежду и стали развивать её дальше, задавая тон всей Европе.

Историческое значение Возрождения

Важнейшая заслуга культуры эпохи Возрождения заключалась в том, что она впервые раскрыла внутренний мир человека во всей его полноте.

Внимание к человеческой личности и её неповторимости проявлялось буквально во всём: в лирической поэзии и прозе, в живописи и скульптуре. В изобразительном искусстве популярными, как никогда прежде, стали портрет и автопортрет. В литературе широкое развитие получили такие жанры, как биография и автобиография.

Изучение индивидуальности, то есть особенностей характера и психологического склада, отличающих одну личность от другой, превратилось в важнейшую задачу деятелей культуры. Гуманизм привёл к разностороннему знакомству с человеческой индивидуальностью во всех её проявлениях. Вся ренессансная культура в целом формировала новый тип личности, отличительной чертой которой становился индивидуализм.

Вместе с тем, утверждая высокое достоинство человеческой личности, ренессансный индивидуализм вёл и к раскрытию её отрицательных сторон. Так, один из историков отмечал «зависть соревнующихся друг с другом знаменитостей», которым приходилось постоянно бороться за собственное существование. «Как только гуманисты начинают возвышаться, — писал он, — они тотчас становятся в высшей степени неразборчивыми в средствах по отношению друг к другу». Именно в эпоху Возрождения, заключал другой исследователь, «человеческая личность, всецело предоставленная самой себе, отдалась во власть собственных эгоистических интересов, и развращение нравов стало неизбежным».

С конца XV столетия начинается закат итальянского гуманизма. В обстановке многообразных конфликтов, характерных для истории XVI в., гуманистическая культура в целом потерпела крушение. Главным итогом развития гуманизма стала переориентация познания на проблемы земной жизни человека. Возрождение в целом представляло собой очень сложное и неоднозначное явление, которое положило начало современному этапу в истории Западной Европы.

Из книги Т. Мора «Утопия»

Для «общественного благополучия имеется один-единственный путь — объявить во всем равенство. Не знаю, можно ли это соблюдать там, где у каждого есть своя собственность. Оттого что когда кто-нибудь, основываясь на определённом праве, присваивает себе сколько может, то, как бы ни было велико богатство, его целиком поделят между собой немногие. Остальным же оставляют они в удел бедность; и почти всегда бывает, что одни гораздо более достойны участи других, ибо первые — хищные, бесчестные и ни на что не годятся, вторые же, напротив, — мужи скромные, простые, и повседневным усердием своим они приносят обществу добра более, чем самим себе».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века