Страны Восточной Европы в 1945–1970-е годы

На завершающем этапе Второй мировой войны, по мере того как страны Восточной Европы освобождались от оккупационных и коллаборационистских режимов, в них устанавливалась власть временных правительств Национального фронта.

На историческом переломе

После войны были образованы коалиционные правительства, в которые входили как представители коммунистических и социал-демократических партий, так и деятели сохранивших политический вес довоенных буржуазных и крестьянских партий. Довоенные политические лидеры, которые не скомпрометировали себя сотрудничеством с оккупационными режимами и выступали на стороне антифашистских сил, в первые послевоенные годы заняли значительные политические посты.

В Чехословакии президентом республики вновь стал известный политик Э. Бенеш. В Польше во временное правительство национального единства вошёл бывший премьер-министр эмигрантского правительства (находившегося в годы войны в Лондоне) С. Миколайчик. Он возглавил вновь созданную Польскую народную партию. В Румынии до конца 1947 г. главой государства являлся король Михай.

Политические силы, сведённые волей обстоятельств в правительственные коалиции, имели различные, во многом противоположные представления о будущем характере и путях развития своих государств. Одни стояли за реставрацию (восстановление) довоенных режимов. Другие (особенно социал-демократы) отдавали предпочтение западноевропейской модели демократического государства. Третьи (коммунисты), следуя советскому образцу, стремились к установлению государства диктатуры пролетариата. По мере того как утверждались экономические и социальные основы послевоенных государств, обострялась борьба между этими силами. Постановления по всем вопросам — от экономики до образования и культуры — принимались в спорах, которые выходили за рамки правительственных кабинетов, становились предметом дискуссий в газетах, вызывали демонстрации населения и т. д.

Главными преобразованиями, осуществлёнными в 1944—1948 гг. во всех странах региона, были национализация основных средств производства и аграрные реформы. В руки государства переходили банки и страховые компании, крупные промышленные предприятия, транспорт и связь, национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами. К концу 1940-х годов доля государственного сектора в валовой промышленной продукции в большинстве восточноевропейских стран составила свыше 90%, в Югославии — 100%, в Восточной Германии — 76,5%. В результате аграрных реформ 1940-х годов, проводившихся под лозунгом «Землю — тем, кто её обрабатывает!», было ликвидировано крупное помещичье землевладение. Часть изъятых у помещиков земель закреплялась за государственными хозяйствами (госхозами), часть передавалась малоземельным и безземельным крестьянам. Эти преобразования встречали поддержку одних групп населения и сопротивление других. Углублялось общественное и политическое размежевание.

1947—1948 гг. стали переломной вехой в развернувшейся борьбе. В короткий по историческим меркам отрезок времени власть в большинстве восточноевропейских стран перешла в руки коммунистических партий. Это было следствием наступательной тактики коммунистов и поддержки, которую оказывал им Советский Союз.

В Польше исход борьбы между буржуазными и рабочими партиями определился в 1946—1947 гг. Решающее значение имели референдум 1946 г. и выборы в Законодательный сейм.

На референдуме гражданам страны предлагалось ответить «да» или «нет» на три вопроса: а) об упразднении высшей палаты парламента — сената; б) о закреплении в будущей конституции страны экономического строя, основанного на проведённой аграрной реформе и национализации основных средств производства; в) об утверждении границ Польского государства на Балтике, по рекам Одра и Ниса Лужицкая (Одер и Нейсе). В референдуме участвовали 85% избирателей. Положительно ответили на первый вопрос 68% голосовавших, на второй — 77%, на третий — 91 %. Одобрив пункты а) и б), большинство населения поддержало мероприятия, предложенные левыми партиями. Выборы в Законодательный сейм в январе 1947 г. принесли 80 % голосов избирателей блоку, возглавляемому Польской рабочей партией (это была партия коммунистического толка, созданная в 1942 г.), и 10% — Польской народной партии.

При внешней очевидности победы левых сил борьба за утверждение новой власти в Польше оказалась жёсткой, привела к большим жертвам. В стране действовали значительные антикоммунистические силы, в том числе вооружённые группы сторонников бывшей Армии Крайовой. Уже в мирные годы погибли около 20 тыс. активистов новой власти.

В Чехословакии перелом произошёл в феврале 1948 г. К этому времени противоречия между коммунистами и их политическими противниками достигли предельной остроты. В ответ на предложение коммунистов — членов правительства провести новый виток национализации (охватить предприятия с числом рабочих более 50 человек, оптовую торговлю и др.) 12 министров от буржуазных партий подали в отставку. Расчёт был на то, что падёт всё правительство, которое в тот момент возглавлял руководитель Коммунистической партии К. Готвальд. Коммунисты обратились к рабочим. В течение недели на предприятиях появились комитеты в поддержку Национального фронта, создавались отряды вооружённой рабочей милиции (до 15 тыс. человек), состоялась часовая всеобщая забастовка. Президент страны Э. Бенеш вынужден был принять отставку 12 министров и согласиться с предложениями К. Готвальда о новом составе правительства.


Э. Бенеш и К. Готвальд 27 февраля 1948 г. Новое правительство представляется президенту республики.
Э. Бенеш и К. Готвальд 27 февраля 1948 г. Новое правительство представляется президенту республики.

27 февраля 1948 г. новое правительство, руководящую роль в котором играли коммунисты, было приведено к присяге. Смена власти произошла без единого выстрела. В июне 1948 г. Э. Бенеш подал в отставку. Новым президентом страны был избран К. Готвальд.

К 1949 г. коммунистические партии взяли всю полноту власти в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии. К этой группе стран присоединилась провозглашённая 7 октября 1949 г. Германская Демократическая Республика (ГДР).

1950-е годы: утверждение нового строя

Строй, установившийся в странах Восточной Европы в конце 1940-х годов, называли народно-демократическим, а затем — социалистическим. В ряде стран существовали многопартийные системы, в Албании, Венгрии, Румынии и Югославии было по одной партии. Действовали организации Национального фронта, парламенты, в некоторых странах сохранился пост президента. Но руководящая роль безраздельно принадлежала коммунистическим партиям. В их программах определялись пути развития всех сфер общества — огосударствленной экономики, социальных отношений, образования и культуры. В 1950-е годы была поставлена цель — «построение основ социализма». Примером служил опыт СССР. Выдвигались три главные задачи: индустриализация, кооперирование сельского хозяйства, культурная революция.

Результатом индустриализации, проводившейся по советскому образцу, стало превращение большинства восточноевропейских стран из аграрных в индустриально-аграрные. Главное внимание уделялось развитию тяжёлой промышленности, которая практически вновь создавалась в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии. В ГДР и Чехословакии, входивших ещё до Второй мировой войны в число развитых индустриальных государств, осуществлялись структурная перестройка и реконструкция промышленности.

Успехи индустриализации оплачивались высокой ценой, напряжением всех человеческих и материальных ресурсов. Следует отметить, что названные государства не имели экономической помощи, которую получили западноевропейские страны по плану Маршалла. В то же время в странах Восточной Европы подчёркивалась необходимость укреплять индустриальную базу и военную мощь в условиях противостояния Западу. Нередко завышались задачи и произвольно ускорялись темпы хозяйственного строительства. Приняв пятилетний план, тут же выдвигали лозунг «Выполним пятилетку в четыре года!». Из-за преимущественного внимания к развитию тяжёлой промышленности отставало производство товаров широкого потребления, сохранялся дефицит предметов повседневного спроса.

Кооперирование сельского хозяйства в странах Восточной Европы имело черты своеобразия в сравнении с советским опытом, здесь в большей степени учитывались национальные традиции и условия. В одних странах развивался единственный тип кооператива, в других — несколько. Обобществление земли и техники проводилось поэтапно, применялись разные формы оплаты (по труду, за внесённый земельный пай и др.). К концу 1950-х годов доля обобществлённого сектора в сельском хозяйстве в большинстве стран превысила 90%. Исключение составили Польша и Югославия, где в аграрном производстве преобладали частные крестьянские хозяйства.

Перемены в области культуры в значительной степени определялись особенностями предшествующего развития стран. В Албании, Болгарии, Польше, Румынии, Югославии одной из первоочередных задач являлась ликвидация неграмотности населения. В ГДР такая задача не стояла, зато особые усилия потребовались для преодоления последствий многолетнего господства нацистской идеологии в образовании, духовной культуре.

Несомненным достижением культурной политики в восточноевропейских странах стала демократизация среднего и высшего образования.

Вводилась единая неполная (а затем полная) средняя школа с бесплатным обучением. Общая длительность обучения в школе достигла 10—12 лет. Её старшая ступень была представлена гимназиями и техническими школами. Они различались не по уровню, а по профилю подготовки. Выпускники средней школы любого типа получали возможность поступать в высшие учебные заведения. Значительное развитие получило высшее образование, в ряде стран впервые сложилась сеть вузов, готовивших научные и технические кадры высшей квалификации, появились крупные научные центры.

Во всех странах особое значение придавалось утверждению коммунистической идеологии как общегосударственной. Всякое инакомыслие изгонялось и преследовалось. Это особенно проявилось в политических судебных процессах конца 1940 — начала 1950-х годов, в результате которых были осуждены и репрессированы многие партийные работники, представители интеллигенции. Обычным явлением в те годы были партийные чистки. Сферы идеологии и культуры продолжали оставаться полем борьбы.

Противоречия и кризисы 1950-х годов

Общий курс, принятый в восточноевропейских странах, основывался на единой идеологии, партийной дисциплине (несмотря на роспуск в 1943 г. Коминтерна, многие принятые в нём правила сохранялись, а руководители компартий были людьми коминтерновской выучки), системе межгосударственных отношений в рамках СЭВ и ОВД. Однако в 1948—1949 гг. произошёл конфликт между партийным и государственным руководством СССР и Югославии. Начавшись как спор между И. В. Сталиным и И. Броз Тито, он закончился разрывом межгосударственных отношений. Контакты восстановились по инициативе советской стороны лишь значительное время спустя после смерти Сталина, в 1955 г. Но за годы разрыва Югославия избрала собственный путь развития. Здесь постепенно утвердилась система рабочего и общественного самоуправления. Было отменено централизованное управление отраслями хозяйства, расширялись функции предприятий по планированию производства, распределению фондов заработной платы. В политической сфере повышалась роль местных органов власти. В области внешней политики Югославия приняла статус неприсоединившегося государства.

И. Броз Тито принимает парад в Белграде
И. Броз Тито принимает парад в Белграде

Иосип Броз Тито (1892—1980) родился в крестьянской семье в Хорватии. В 15 лет начал трудовую деятельность, работал механиком. В годы Первой мировой войны воевал в составе австро-венгерских войск в Галиции, попал в русский плен. В 1917 г., находясь в Сибири, вступил в интернациональный красногвардейский отряд, участвовал в Гражданской войне. В 1920 г. стал членом РКП(б). В том же году вернулся на родину, где вступил в Коммунистическую партию Югославии. Неоднократно подвергался арестам «за коммунистическую пропаганду». С 1935 г. работал в руководящих органах Коминтерна в Москве. В 1936 г. нелегально вернулся в Югославию, где через некоторое время возглавил Коммунистическую партию. В годы Второй мировой войны — один из руководителей освободительного движения, удостоен звания маршала. После войны — на руководящих государственных постах. В 1953—1980 гг. — президент Югославии. Отстояв независимый курс страны в отношении «восточного» блока, во внутренней политике Тито выступал за единство республик Югославии, боролся против националистических настроений и сепаратистских (направленных на отделение той или иной территории) тенденций. Он вошёл в историю как один из ярких и противоречивых европейских лидеров.

Определённые проблемы возникали и в других странах. Путь, намеченный в партийных программах, в реальности оказался непростым. Трудности послевоенных лет, последствия политического противостояния, жёсткое партийное руководство во всех сферах, напряжение индустриализации ощутимо сказывались на жизни людей. Это порождало недовольство, а порой открытый протест различных слоёв населения.

Демонстрация в Берлине 17 июня 1953 г.
Демонстрация в Берлине 17 июня 1953 г.

16—17 июня 1953 г. в десятках городов и посёлков ГДР (по разным данным их число составило от 270 до 350) произошли демонстрации и забастовки трудящихся с требованиями улучшения материального положения. Звучали и антиправительственные лозунги. Имели место нападения на партийные и правительственные учреждения. Против демонстрантов наряду с местной полицией были брошены советские войска, на улицах городов появились танки. Выступления были подавлены. Погибли несколько десятков человек. Для недовольных остался один путь — бегство в Западную Германию.

Значительными потрясениями и испытаниями ознаменовался 1956 г. Летом вспыхнули выступления трудящихся в Польше. В Познани рабочие объявили забастовку, протестуя против повышения рабочих норм и снижения заработков. В столкновениях с направленными против рабочих полицейскими и военными подразделениями погибли несколько человек. После этих событий произошла смена руководства в правившей Польской объединённой рабочей партии.

23 октября 1956 г. студенческая демонстрация в столице Венгрии Будапеште положила начало трагическим событиям, поставившим страну на грань гражданской войны.

Кризисная ситуация, сложившаяся в Венгрии, имела ряд причин: экономические и социальные трудности, выдвижение коммунистическими лидерами нереальных политических и экономических задач, репрессивная политика партийного руководства и др. Положение осложнялось борьбой в центральных органах правившей Венгерской партии трудящихся (партии коммунистического типа) между группой деятелей догматического толка во главе с М. Ракоши и теми, кто выступал за пересмотр партийной политики, отказ от сталинских методов руководства. Лидером этой группы был И. Надь.

Студенты, вышедшие на демонстрацию, требовали возврата к власти И. Надя, демократизации политической системы и экономических отношений. Вечером того же дня собравшаяся вокруг демонстрантов толпа штурмом захватила здание радиокомитета, редакцию центральной партийной газеты. В городе начались беспорядки, появились вооружённые группы, нападавшие на сотрудников полиции и служб безопасности. На следующий день в Будапешт были введены советские войска. В это время И. Надь, возглавивший правительство, провозгласил происходившие события «национально-демократической революцией», потребовал вывода советских войск, объявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора и обратился за помощью к западным державам. В Будапеште повстанцы вступили в борьбу против советских войск, начался террор против коммунистов. При содействии советского руководства было образовано новое правительство во главе с Я. Кадаром. 4 ноября войска Советской армии взяли под контроль положение в стране. Правительство И. Надя пало. Выступление было подавлено. Современники называли его по-разному: одни — контрреволюционным мятежом, другие — народной революцией. В любом случае следует отметить, что события, длившиеся две недели, привели к большим человеческим жертвам и материальным потерям. Тысячи венгров покинули страну. Последствия пришлось преодолевать не один год.

В целом выступления в 1953 г. в ГДР и в 1956 г. в Польше и Венгрии, хотя и были подавлены, имели существенное значение. Это был протест против партийной политики, советской модели социализма, насаждавшейся сталинскими методами. Становилось очевидным, что нужны перемены.

Поиски новых путей. 1968 год в Чехословакии

В 1960-е годы в ряде восточноевропейских стран были начаты экономические реформы. В ГДР вводилась новая система планирования, создавались отраслевые объединения народных предприятий, действовавшие на хозрасчётной основе. В Чехословакии реформа предусматривала техническую реконструкцию промышленности, увеличение самостоятельности предприятий, применение хозрасчёта. В Болгарии также внедрялся хозрасчёт, осуществлялась концентрация производства в государственных хозяйственных объединениях (ГХО) и аграрно-промышленных комплексах (АПК). В Румынии вводилась следующая хозяйственная структура: предприятие, действующее на основе хозрасчёта, — промышленное объединение с функциями текущего планирования — отраслевое министерство с функциями перспективного планирования.

Стремление к совершенствованию существовавшего строя не ограничивалось экономикой. Возник также вопрос о переменах в политической сфере. Это наглядно показали события в Чехословакии. В апреле 1968 г. на пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Чехословакии была принята «Программа действий», направленная на реформирование партии, всех сторон жизни общества. Её предложила группа партийных руководителей — А. Дубчек, Й. Смрковский, 3. Млынарж, О. Черник и другие (некоторые из них учились после войны в СССР), — выступавших за обновление системы, за «социализм с человеческим лицом».

В «Программе действий» говорилось:

«Централистские и директивно-административные методы, использованные в борьбе против остатков буржуазии и при укреплении власти в условиях международной напряжённости после февраля 1948 года, были в этой ситуации необоснованно перенесены на последующий этап развития и постепенно перерастали в бюрократическую систему... В прошлом руководящая роль партии трактовалась как монопольное сосредоточение власти в руках партийных органов. Это соответствовало ложному тезису о том, что партия является инструментом диктатуры пролетариата».

Прага. Август 1968 г.
Прага. Август 1968 г.

Идеологи «пражской весны» (так назвали современники новый курс чехословацких руководителей) критиковали прежнее партийное руководство, предлагали устранить монополию (но не руководящую роль) партии в управлении обществом, изменить экономическую политику, преодолеть изоляцию от мирового рынка. Руководители СССР и других восточноевропейских государств увидели в этом угрозу основам социалистической системы. 21 августа 1968 г. войска СССР и ещё четырёх государств — участников Организации Варшавского договора вошли в Чехословакию. Пражских реформаторов привезли в Москву, где им заявили, что считают ситуацию критической, и принудили их подписать просьбу об оказании Чехословакии «интернациональной помощи». Советские танки спустя двадцать с лишним лет снова оказались на улицах Праги. Но теперь их встречали не так, как в 1945 г.

Последовала смена партийного и государственного руководства Чехословакии. Власть возглавили умеренные деятели, в том числе люди, известные своим участием в антифашистской борьбе в годы войны, — Г. Гусак (он встал во главе КПЧ) и Л. Свобода (президент страны с марта 1968 г.). Реформаторы оказались в отставке или в эмиграции. Так закончилась «пражская весна».

Использованная литература: 
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.