Страны Азии в 1918–1939 годах

Поражение в мировой войне, распад империи, оккупация части территории страны войсками держав Антанты и Греции вызвали в Турции подъём движения за независимое и сильное государство. Также большие изменения начались в Монголии, Китае и Индии.

Турция: кемалистская революция

В январе 1920 г. парламент принял «Национальный обет» — декларацию независимости Турции. В ответ на это западные державы направили войска в Стамбул и разогнали парламент. Султан не противодействовал вмешательству. Но страна была охвачена негодованием. В апреле 1920 г. в Анкаре собрался новый парламент — Великое национальное собрание Турции (в него вошли и 105 членов разогнанного ранее парламента). Его председателем, а также главой нового правительства стал генерал Мустафа Кемаль-паша. Турецкая армия начала боевые действия за освобождение своей территории. Новое правительство поддержала Советская Россия. Осенью 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Западным державам пришлось считаться с новой ситуацией. Условия тяжёлого для Турции мирного договора, навязанного султану в 1920 г., были пересмотрены, признавался суверенитет государства в его современных границах.

Мустафа Кемаль Ататюрк (1881—1938)
Мустафа Кемаль Ататюрк

Мустафа Кемаль Ататюрк (1881—1938) — президент Турции в 1923—1938 гг. Фамилия Ататюрк («отец турок») была присвоена ему специальным решением парламента в знак признания его заслуг перед нацией.

Последующее десятилетие стало для Турции временем больших перемен. Их инициаторами выступили Кемаль-паша и деятели созданной им Народно-республиканской партии.

В соответствии с конституцией 1924 г. устанавливался режим президентской республики. Провозглашались основные демократические права и свободы. Особое значение придавалось утверждению светского характера государства и общества.

Это означало ограничение или отмену религиозных норм, которые господствовали тогда во всех сферах жизни турок. Упразднялись исламские шариатские суды, судопроизводство перешло в ведение государства. Закрывались духовные школы-медресе, образование перестраивалось по европейским образцам. Был введён европейский календарь, арабский алфавит заменялся латинизированным. Появились отсутствовавшие до этого фамилии. Населению предложили перейти на европейскую одежду. Устанавливался гражданский брак и отменялось многожёнство. В 1930-е годы поэтапно были введены избирательные права для женщин.

В экономической сфере усилились позиции государства. Ликвидировались иностранные концессии (договоры с иностранными компаниями на строительство и использование ими промышленных и иных предприятий в Турции). Под контроль государства перешло строительство железных дорог, ряда крупных промышленных предприятий. Работа здесь строго регламентировалась, профсоюзы также подчинялись государственным чиновникам.

Созданный М. Кемалем режим сильной власти ограничил деятельность оппозиции, многие политические партии, особенно коммунистическая, периодически подвергались запрету. Жёсткая государственная политика во всех сферах не обходилась без издержек. В целом же она способствовала модернизации страны, более динамичному её развитию.

Монголия

Бурные события первых десятилетий XX в. отозвались и в отдалённой, как тогда казалось, Монголии. Эта страна в течение двух веков находилась под властью маньчжуров, являлась окраиной огромной Цинской империи. Основное население Монголии составляли кочевники-скотоводы. Земли и власть принадлежали ханам. Значительные богатства и влияние имела ламаистская церковь (ламаизм — одно из течений буддизма). Глава ламаистов богдогэгэн считался духовным правителем всех монголов. В стране сохранялись родовые отношения. Практически не было ни промышленности, ни регулярного транспорта, ни школ, ни больниц. В начале XX в. и в этот замкнутый мир ворвался ветер перемен.

В 1912 г. в результате революции в Китае пала Цинская монархия. Но Монголии пришлось отстаивать свою независимость. В 1919 г. в страну вторглись и заняли её столицу Ургу (ныне Улан-Батор) китайские милитаристы. Затем здесь появились белогвардейские части Унгерна, вытесненные из России. Народ поднялся на борьбу против иностранного вторжения. Руководители освободительного движения во главе с Сухэ-Батором в 1920 г. побывали в России, где встречались с В. И. Лениным. Его советы они использовали для определения главных задач и тактики своего движения. Весной 1921 г. была создана Монгольская народная партия. На базе партизанских отрядов сформировалась народная армия, которая начала освобождать страну от интервентов. Созданное на освобождённой территории Временное народное правительство обратилось за помощью к Советской России. Летом 1921 г. монгольские войска и части Красной армии вступили в Ургу. Оформление нового государства завершилось в 1924 г. (после смерти Богдо-гэгэна). Была провозглашена республика и принята конституция.

При содействии российских коммунистов руководители Монголии избрали особый путь развития страны — от «докапитализма» в «обход» капитализма к социализму. Нужно было вывести страну из состояния отсталости, развивать производительные силы, создавать фундамент современной экономики. Как же можно одним прыжком преодолеть историческую дистанцию, которую европейские народы проходили в течение нескольких столетий? По замыслу В. И. Ленина, подобный «прорыв» мог совершиться при всемерной идеологической и экономической поддержке со стороны государства победившего пролетариата. Такую поддержку стал оказывать Монголии Советский Союз.

Китай: от революции к освободительной войне

Несмотря на то что Китай в 1917 г. вступил в войну против Германии, условия Версальского мира оказались для него неблагоприятными. Германские владения в китайской провинции Шаньдун переходили к Японии. В знак протеста пекинские студенты провели 4 мая 1919 г. демонстрацию, которая положила начало общественному движению. Участвовавшие в нём представители интеллигенции не ограничивались требованиями защиты суверенитета Китая. Их целью было создание «новой культуры» — обновление языка и литературы, распространение грамотности среди многомиллионного населения страны, демократизация образования.

Начинался новый этап политической борьбы. Десять лет спустя после революции 1911–1913 гг. Китай оставался раздробленным государством. На севере, в Пекине, правили милитаристы, на юге, в Гуанчжоу, существовало правительство Сунь Ятсена. Появилась и новая сила. В 1921 г. была создана Коммунистическая партия Китая (КПК). Она стала завоёвывать влияние среди рабочих и революционно настроенной интеллигенции, отчасти используя авторитет и опыт российских коммунистов и Коминтерна (многие активисты партии проходили учёбу в Москве).

В 1923–1924 гг. Сунь Ятсен предпринял ряд мер по укреплению руководимой им партии Гоминьдан и провозгласил политику единого фронта с коммунистами. Развернулась работа по созданию революционной армии, в которой участвовали советские военные специалисты (М. М. Бородин, П. А. Павлов, В. К. Блюхер и другие). В марте 1925 г. Сунь Ятсен умер. Но революционное выступление было подготовлено.

Событием, положившим начало революции, стал расстрел британской полицией демонстрации студентов и рабочих в Шанхае 30 мая 1925 г. Десятки демонстрантов были убиты и ранены, сотни — арестованы. В ответ рабочие Шанхая объявили всеобщую забастовку, в которой приняли участие более 150 тыс. человек.

1 июля 1925 г. правительство в Гуанчжоу объявило себя Национальным правительством Китайской республики. В нём оказались преимущественно соратники и ученики Сунь Ятсена, имевшие разные взгляды и политический опыт. Между ними постоянно шла борьба за влияние. Постепенно значительную власть сосредоточил в своих руках главнокомандующий Национально-революционной армией Чан Кайши — человек честолюбивый и беспринципный, но умевший скрывать свои карьеристские устремления.

Чан Кайши
Чан Кайши

Чан Кайши (1887—1975) родился в семье торговца. В юности избрал военную карьеру. Учился в Японии, где вступил в организованное Сунь Ятсеном общество «Тунмэнхуэй». В годы революции 1911 —1913 гг. вступил в Гоминьдан. По поручению Сунь Ятсена в 1923 г. направлен в Москву для изучения опыта политической работы РКП(б), но счёл этот опыт непригодным для Китая. Карьера в гоминьдановской армии не мешала ему поддерживать связи с шанхайскими предпринимателями и мафиозными группами.

Китай в 1924-1937 гг.
Китай в 1924-1937 гг.

Летом 1926 г. Национальное правительство активизировало борьбу за объединение страны. 100-тысячная гоминьдановская армия начала Северный поход. Несмотря на численное превосходство армий северных милитаристов, она победоносно продвигалась вперёд при поддержке крестьян и рабочих северных провинций. Чан Кайши обращался к солдатам с зажигательными речами: «Мы должны объединиться с Россией, чтобы свергнуть империализм... китайская революция — часть мировой революции...»

В результате Северного похода под контролем Национального правительства оказались несколько провинций, крупные города Ухань, Шанхай, Нанкин. Присваивая себе лавры победителя, Чан Кайши открыто стремился к единоличной власти. Ему противостояли коммунисты и левое крыло в Гоминьдане. Тогда с помощью преданных ему отрядов он организовал преследование и массовые убийства коммунистов в Шанхае. В апреле 1927 г. Чан Кайши объявил о создании своего правительства, но оно вскоре распалось. После нескольких месяцев острой борьбы в Гоминьдане он возглавил новое Национальное правительство (1928), власть которого постепенно признали все политические силы, кроме коммунистов. Революция закончилась.

В последующие годы гоминьдановское правительство приняло законы, гарантировавшие некоторые права граждан (в том числе — права собственности), упорядочивавшие трудовые соглашения. Сложилась система подконтрольных государству профсоюзов, был установлен минимальный уровень зарплаты. В соответствии с аграрным законом 1930 г. несколько улучшалось положение крестьян-арендаторов. Преобразования, однако, не изменили традиционное устройство общества, решающую роль государства в политике, социальной и экономической сферах.

Несмотря на поражение и тяжёлые потери, коммунисты не отказались от дальнейшей борьбы. В 1927 г. были созданы первые части китайской Красной армии. Они базировались в ряде сельских районов Южного и Центрального Китая, где утвердилась народная власть в форме советов (эти районы называли советскими).

Мао Цзэдун (1893—1976) родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил педагогическое училище. Работая в Пекинском университете, примкнул к коммунистическому кружку. В 1920-е годы — член ЦК КПК. В 1931 г. избран председателем правительства Китайской Советской Республики. С 1943 г. — председатель ЦК КПК.

Мао Цзэдун
Мао Цзэдун (справа) во время похода

В сентябре 1931 г. в северо-восточные провинции Китая вторглись японские войска. Коммунисты так сформулировали свою главную задачу: «Вооружить народ, вести против японских империалистов национально-освободительную войну, чтобы сохранить национальную независимость, единство государства и целостность территории». 7 ноября 1931 г. на съезде представителей советских районов Китая было создано Центральное правительство Китайской Советской Республики во главе с Мао Цзэдуном.

Правительство рассматривало себя как «орган демократической диктатуры пролетариата и крестьянства» и призвало вести борьбу против оккупантов и существовавших в стране порядков. К осени 1933 г. Красная армия насчитывала около 300 тыс. человек и контролировала территорию с населением 10 млн человек.

Чанкайшистское правительство в течение нескольких лет не столько давало отпор японцам, сколько боролось против китайской Красной армии. Лишь в 1937 г., после начала японской агрессии с целью подчинения всего Китая, руководители Гоминьдана согласились на предложения коммунистов о создании единого национального антияпонского фронта. Вчерашние противники объединились в борьбе против захватчиков.

Освободительное движение в Индии

Индия, для захвата которой англичанам потребовалось целое столетие, была страной огромной по территории и разнородной по составу входивших в неё государств, народов, религиозных групп. Политические, языковые, религиозные барьеры между жителями страны в своё время облегчили колонизаторам её покорение. Принцип «Разделяй и властвуй!» широко использовался и в управлении ею. Однако в начале XX в. стало очевидно, что различные слои и группы индийского общества — национальная интеллигенция, крестьяне, наёмные рабочие и даже отдельные представители правящего сословия — активно выступили с общим требованием независимости страны. Широко распространились лозунги свадеши (собственное производство) и сварадж (собственное правление). Выразителем освободительных устремлений народов Индии постепенно стала партия Индийский национальный конгресс (ИНК), основанная в 1885 г. представителями интеллигенции как организация, выступающая за обновление страны и первоначально получившая поддержку английских властей.

В годы Первой мировой войны английские власти несколько смягчили колониальный гнёт, поскольку были заинтересованы в надёжных тылах, людских и материальных ресурсах Индии (в британскую армию в этот период были призваны 985 тыс. индийских солдат). В послевоенные годы политика властей ужесточилась. В марте 1919 г. был принят закон против «антиправительственной деятельности», дававший вице-королю и губернаторам широкие полномочия вплоть до пожизненной ссылки на каторгу без суда за любое проявление протеста против действий властей или «попытку возбудить недовольство». Восстанавливалась цензура, учреждалась тайная политическая полиция.

К этому времени значительные изменения произошли в самом освободительном движении, в него пришли новые силы и новые лидеры. Одним из руководителей Индийского национального конгресса стал М. К. Ганди, идеи и практические действия которого придали движению особый характер и размах.

М. К. Ганди со своими последователями
М. К. Ганди со своими последователями

Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948) родился в обеспеченной религиозной семье. Получил юридическое образование в Англии. В 1893—1914 гг. служил в торговой фирме в Южной Африке. Здесь он разработал учение о служении истине, названное «сатьяграха». В основе его лежала идея ненасильственного сопротивления злу, в чём сказалось влияние взглядов Л. Н. Толстого. Вернувшись в Индию, Ганди стал идейным и нравственным руководителем освободительного движения. При этом он никогда не возвышал себя над другими людьми, самые строгие требования предъявлял к себе. Он придавал большое значение соблюдению индийских традиций и религиозных заповедей, вёл аскетический (воздержанный, строгий) образ жизни. Особую роль отводил нравственной стороне человеческих поступков. Народ дал ему имя «махатма» — «великая душа».

После принятия правительством законов, ужесточавших колониальные порядки, Ганди призвал индийцев в знак протеста провести хартал (день молитв и поста, когда люди отказываются от всех других дел). В назначенный день оказались пустыми учреждения, закрытыми лавки, не работал транспорт. Но удержать события в рамках кампании мирного неповиновения не удалось. Во время демонстраций происходили столкновения толпы с войсками. 13 апреля 1919 г. в городе Амритсаре по приказу английского генерала Дайера была расстреляна мирная демонстрация, в которой участвовало много женщин и детей. Погибло около тысячи человек, вдвое больше было ранено. Последовали и другие «усмирительные» меры со стороны англичан: публичные унижения и избиения индийцев и т. д. «Амритсарская бойня» вызвала волну возмущения в стране. Усилились стихийные выступления, в ряде мест разрушались железнодорожные пути, крестьяне нападали на помещичьи усадьбы.

В этой ситуации Ганди предложил новую тактику — несотрудничество с властями, что означало отказ вести с англичанами дела, служить в их администрации, принимать награды британского правительства (сам Ганди вернул награды, полученные за службу в Южной Африке). Дети не должны были посещать государственные школы. Объявлялся бойкот английским продуктам и промышленным товарам. Одновременно поддерживались национальная промышленность и ремёсла (например, производство тканей).

Ярким проявлением несотрудничества стал отказ индийцев участвовать во встрече наследника британского трона принца Уэльского, прибывшего в страну с визитом. Проезжая по городам, он видел лишь пустынные улицы. Это был сильный удар по самолюбию англичан. Однако вскоре Ганди приостановил кампанию гражданского неповиновения из-за того, что во время одной из демонстраций несотрудничества произошло столкновение с полицией, закончившееся гибелью людей. Ганди сделал вывод, что массы ещё не готовы к мирному сопротивлению, и принёс публичное покаяние за то, что призвал незрелых людей к политической борьбе.

Новый подъём освободительного движения в Индии произошёл в начале 1930-х годов. ИНК выдвинул требование о предоставлении стране статуса доминиона(самоуправляющейся территории). 26 января 1930 г. было объявлено Днём независимости.

Из «Клятвы в День независимости»:

«Мы считаем неотъемлемым правом индийского народа, как и любого другого народа, право на свободу, право пользоваться плодами своего труда и право на необходимые средства к жизни. Эти права нужны народу для того, чтобы он имел все возможности для своего развития. Мы также считаем, что, если какое-либо правительство лишает народ этих прав и угнетает его, народ имеет право сменить такое правительство или упразднить его. Английское правительство в Индии не только лишило индийский народ свободы, но основывает свою политику на эксплуатации масс, подорвало экономическую, политическую, культурную и духовную жизнь Индии. Мы считаем поэтому, что Индия должна порвать узы, связывающие её с Англией, и добиться Пурна Свараджа, то есть полной независимости...
Мы признаём, однако, что наиболее эффективный путь к нашей свободе лежит не через насилие. Поэтому мы должны готовиться к борьбе путём прекращения, насколько это возможно, всех видов добровольного сотрудничества с английским правительством, а также должны готовиться к движению гражданского неповиновения, включая неуплату налогов. Мы убеждены, что стоит нам только прекратить добровольную помощь и выплату налогов, не прибегая к насилию даже в случаях провокации, как этот нечеловеческий режим будет обречён».

М. Ганди выдвинул требования к английским властям: сократить поземельный налог, уменьшить жалованье английским чиновникам, отменить правительственную монополию на соль, освободить всех политзаключённых и др. После отказа властей удовлетворить эти требования он предпринял так называемый соляной поход.

Вместе с группой своих сторонников Ганди направился к берегу моря, чтобы выпаривать соль из морской воды и тем самым совершить акт гражданского неповиновения. На своём пути они останавливались в каждом населённом пункте, разъясняя задачи движения и призывая поддержать их. Власти сначала отнеслись к этому как к «детской забаве». Но в день, когда Ганди уже с большим числом сподвижников достиг берега моря, по всей стране прошли акции несотрудничества. Устраивались демонстрации с требованиями независимости, государственные служащие покидали работу. Власти прибегли к массовым арестам членов Национального конгресса. В отдельных городах расстреливались мирные демонстрации. Был арестован и сам Ганди. В ответ начался всеиндийский хартал. Не работали фабрики, железные дороги, почта, учебные заведения, прекратилась торговля. Власти вынуждены были освободить Ганди и других лидеров ИНК из тюрьмы и начать переговоры.

В марте 1931 г. вице-король Индии лорд Ирвинг и М. Ганди подписали соглашение, предусматривавшее прекращение кампании гражданского неповиновения на условиях амнистии для всех политзаключённых, отмены правительственной монополии на соль, разрешения вести пропаганду за независимость Индии от Англии, признания Индийского национального конгресса в качестве официальной политической партии.

Использованная литература: 
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.