Передача внутренней жизни героя

Категория: Русский оперный театр XIX века

Передача внутренней жизни герояВ отличие от основных ролей артистки, ролей внешне действенных, Ратмир пассивен (за исключением финала I действия). Но Петрова не могла оставаться на сцене статичной и свою задачу видела в передаче внутренней жизни героя.

Серов свидетельствует: «А. Я. Петрова, повинуясь всем тончайшим намерениям и личным его (Глинки.- А. Г.) указаниям, разумеется, создала роль Ратмира художественно и была превосходна в каждом нумере, в общем и во всех подробностях».1 Порывистый, страстный, непосредственный Ратмир не мог сдержать чувств на свадебном пиру. Мгновенны его переходы от ревности к надежде, от ненависти к Руслану - к восхищению красотой Людмилы. По свидетельству современников, целая гамма чувств выражалась па лице Петровой - Ратмира, когда он внимал словам Людмилы о его осиротевшем гареме. В это мгновение он был душой не в гриднице Светозара, а в родном краю. И если раньше вакхически-призывно звучал возглас Ратмира «Лейте полнее кубок златой», то сладостная нега окрашивала фразы «О скорей в родные сени», «К милым девам», словно Ратмир хотел продлить прелесть воспоминания. Похищение Людмилы и обещание Светозара отдать руку дочери ее спасителю снова возвращали ему надежду. Радостно, энергично, нетерпеливо призывал он в финале действия: «Витязи, скорее в чисто поле».

Уже в пределах I действия Петрова намечала перспективу развития образа, кульминация которого достигалась в III. Серов писал: «...В 3-м акте главные сцены для Ратмира. Весь акт с изнеженными, гаремными звуками и персидским колоритом задуман для этой партии». Хотя Серов не понял и не принял концепции Глинки, он вынужден был признать «восхитительное впечатление», производимое исполнением Петровой арии 2-го акта - «Жар и зной сменили ночи тень». Стасов указывал, что «огненное симпатическое исполнение» Петровой «рельефно выдвинуло на первый план партию Ратмира, особливо в 3-м акте, и именно арию «Чудный сон живой любви». Эта ария сделалась... самою любимою вещью из всей оперы».

Опубликовано: 2-04-2013, 02:37

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 22 июня
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 29 февраля
  • 2 сентября
  • 4 августа
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту