Толпа народа

Категория: Русский оперный театр XIX века

Толпа народа вливалась двумя потоками с обеих сторон сцены. Глинка, как мы знаем, предполагал создать своеобразный апофеоз. Серов сохранил слова композитора о том, как это его желание разбилось о равнодушие чиновников: «В конце оперы, во время финала, я желал, чтобы был показан ряд живых картин, для характеристики разных местностей России. Мне сказали, что это невозможно, что и без того уже постановка бог знает что стоит». Конечно же, композитор не хотел давать этнографических иллюстраций, в чем его несправедливо обвинял Серов, но стремился утвердить тему величия родины, показать разноплеменный состав ее. Нельзя не вспомнить строк о «Руслане» в рецензии, подписанной и скорее всего принадлежащей Одоевскому: «Людмила возвращается к жизни. Отдергивают занавес гридницы. Перед нами, во всем блеске, перспектива Киева... Опера кончается торжеством Руси: «Слава, слава, слава!»

Как мы знаем, опера Глинки перед первым спектаклем и особенно после премьеры подверглась урезкам. Знаем и то, что ряд неблагоприятных обстоятельств, и прежде всего болезнь д Я. Петровой - исполнительницы партии Ратмира, первоначально помешал полному успеху. «Руслан» не понравился царю - он и его семья уехали из театра до окончания оперы. Это послужило одним из поводов легенды о провале. На самом деле успех нарастал от спектакля к спектаклю.

В отличие от «Ивана Сусанина», где исполнительский ансамбль сложился сразу, в «Руслане» он определился постепенно. Но Петрова - Ратмир, Петров - Руслан, а позднее Фарлаф; Артемовский - Руслан, Лилеева - Горислава обусловили традицию исполнения этих партий.

Опубликовано: 5-03-2013, 02:13

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 1 июня
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 19 июля
  • 20 октября
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту