Часть рецензентов

Категория: Русский оперный театр XIX века

Часть рецензентов пыталась оправдать вненациональный, эклектический характер декораций Роллера сказочностью. Так, В. Межевич писал: «Декорации - костюмы в опере «Руслан и Людмила» превосходны до пес plus ultra. Критика может упрекнуть декоратора разве только за некоторые анахронизмы... но в волшебной опере, где все делается по щучьему веленью, исторические анахронизмы не могут быть осуждены строго и тем еще более, что эти анахронизмы далеко выкупаются богатством воображения, роскошью рисунка и жизнью красок». Ф. Кони, также оправдывая Роллера, утверждал: «Декоратор. .. превзошел самого себя. В декорациях к сказке дается полная свобода живописцу, критика не может строго взыскивать с него за неправдоподобие. Какие анахронизмы могут существовать в вымысле, ни на чем естественном не основанном?»4 Укоряя Роллера за анахронизмы в реальных картинах оперы, критика (в том числе даже В. Стасов) отпускала ему грехи в декорациях фантастических. Для Глинки подобное разделение было неприемлемо.

О декорациях мы можем судить на основании эскизов А. Роллера и довольно подробных описаний, оставленных О. Сенковским, Ф. Кони, а также свидетельств В. Стасова. Наконец, существуют не привлекавшие доселе внимания исследователей планировки спектакля, выполненные Роллером, и цензурованный экземпляр либретто с пометами М. Лебедева.

В первой половине XIX века макеты не применялись. В практику театра они вошли с середины 60-х годов. До этого прибегали к чертежам, показывавшим размещение декораций на площади сцены. Сравнение планировок с изобразительным материалом позволит увидеть много больше, чем только рассмотрение эскизов.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:57

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 1 июня
  • 2 апреля
  • 8 апреля
  • 4 февраля
  • 23 июля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту