Декорации Вольфа и Роллера

Категория: Русский оперный театр XIX века

Высоко оценивая декорации Вольфа и Роллера, Ф. Кони тем не менее писал: «Мы можем сделать упрек в анахронизме... последней декорации г. Шеньяна. Она довольно близко изображает Киев, но Киев более современный. У древних славян не было ни пагод, ни мечетей, ни капищ - они воздвигали истуканы Перуну... и др. божествам под открытым небом, на пригорках. .. При Игоре в Киеве была только одна христианская церковь... и та была деревянная. Откуда же г. Шеньяну пришла мысль украсить древний Киев... таким множеством каменных храмов с куполами и башнями?!»

Весьма характерно замечание Кони: «Костюмы г. Матье хороши, собраны с большим вкусом, хотя весьма мечтательно подходят к тем понятиям, которые мы себе создаем о народах древмезападной славянщины». Этот упрек, адресованный постановке «Аскольдовой могилы», как мы увидим, относится и к «Руслану».

Монтировка «Аскольдовой могилы» может отчасти заменить утерянную монтировку оперы Глинки не только потому, что часть костюмов и бутафории была заимствована из оперы Верстовского,1 но и потому, что из нее узнаем некоторые подробности, касающиеся внешнего облика действующих лиц.

Работы отечественных историков и археологов лишь в малой степени использовались художниками русского театра 30-40-х годов. Эстетические позиции Роллера и других декораторов оставались незыблемыми - декорации должны быть богаты и красивы и красивость нередко подменяла правду. Художнику ничего не стоило воспроизвести современную Москву в пьесе, события которой относились к старине. Как мы знаем, Роллер так поступил и в эпилоге «Ивана Сусанина». Сходным образом действовали Шеньян в декорации древнего Киева в «Аскольдовой могиле» и Роллер в «Руслане».

Опубликовано: 5-03-2013, 01:54

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 17 апреля
  • 9 декабря
  • 8 апреля
  • 22 ноября
  • 16 марта
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту