Оптимистический «корректив»

Категория: Русский оперный театр XIX века

Но и здесь Глинка вносит оптимистический «корректив»: вторая песня Баяна, посвященная памяти Пушкина, предвещает грядущее появление молодого певца, спасающего от забвения любовь Руслана и Людмилы. Так Глинка прославляет искусство, дарующее бессмертие скоротечной человеческой жизни.

Баян и Финн - носители народной мудрости, учители жизни. От них исходят токи музыкального действия, они незримо направляют его, в то же время предуказывая исход. В Финне главное не то, что он в «ученье колдунов провел невидимые годы», а его мудрая человечность. Лишь однажды он совершает на сцене чудо - с помощью магического жезла уничтожает замок Наины. Но это не привычное театральное волшебство, а зрительно реализованная метафора. Замок Наины и подвластные ей девы - не реальность, а мираж. Рассеивая его, мудрец как бы снимает с глаз Ратмира и Руслана пелену заблуждений. Финн не вершит чар, а уничтожает их. Таково и «воскрешение» Людмилы. «Деют чары» злые колдуны - Черномор и Наина. Но Глинка свел их роли до минимума, хотя первоначально предполагал, во всяком случае роль Черномора, сделать действенными. В этом тоже сказалось желание композитора преодолеть традицию, отводившую волшебникам едва ли не главное место в спектакле.

О произведении Глинки знали задолго до его окончания; композитор знакомил с ним людей, близких к театру, по мере сочинения очередного номера, советовался о реализации отдельных эпизодов с художником-машинистом, хозяином петербургской сцены А. Роллером и переделывал сочиненное, применяя его к возможностям театра. Вероятно, число подобных совещаний было большим, чем это отражено в дошедших до нас письмах и документах.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:52

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 27 октября
  • 12 марта
  • 8 апреля
  • 1 июня
  • 4 января
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту