Идейно-философские мотивы оперы

Категория: Русский оперный театр XIX века

Идейно-философские мотивы оперы сосредоточены в первой песне Баяна, музыкальной первооснове всей интродукции, и в балладе Финна. Песнь Баяна многозначна, связывая настоящее (время действия оперы) с прошлым, делами «давно минувших дней», героическими подвигами предков, отдавших жизнь во славу «русские земли», и будущим. Все в природе и мире, согласно Баяну (и Глинке), причинно связано. Жизнь - это единство света и мрака, печали и радости, испытаний и торжества справедливости. Слава «русской земле» переходит в гимн молодости и любви. Но любовь не безоблачна - ее, как и жизнь, нужно защитить от угроз рока.

Песнь Баяна - философское и музыкальное ядро всей оперы:
За благом вслед идут печали, Печаль же - радостей залог.

Песнь его не только предваряет, но как бы приводит события в движение - плавное течение мелодии (Баян знает грядущее) после слов: «взрывается» стремительной и угрожающей репликой Фарлафа, а затем Ратмира, связывающих свои надежды с этой «злой сечей». Образы радости и печали в музыке нераздельны, как нераздельны они в жизни. Но добро могущественнее зла. Колдовская сила Черномора и Наины никнет, соприкасаясь с чело-веком. Волшебник не властен покорить Людмилу, он может временно удержать ее в плену. Тем более бессилен он противостоять Руслану. Грозный тиран (а на самом деле - жалкий карлик физически и духовно) казался страшным до тех пор, пока с ним не вступили в борьбу мужество и благородство человека. Отсюда - прославление активного деяния, как высшего смысла жизни, заключенное в гениальной балладе Финна. Рассказ этот выполняет важную функцию в поэме Пушкина, но Глинка безмерно обогатил его.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:51

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Американская литература и искусство в XIX — начале XX в.
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 18 сентября
  • 25 августа
  • Художественная литература в XIX — начале XX в.
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту