Русский богатырь

Категория: Русский оперный театр XIX века

Русский богатырьРусский богатырь победил врага сначала духовно, а затем уже физически. Такая трактовка образа положительного героя, свойственная прогрессивному искусству, резко противостояла тенденции воспевать лишь грубую физическую силу, столь характерной для творчества писателей консервативных. Музыка «Руслана и Людмилы» открыла перед русским искусством новый, неведомый дотоле мир. Стремительная и в то же время могучая увертюра, исполненная несокрушимой энергии, вводит слушателя в действие. Богатырским пиром древней Руси начинается опера и завершается торжеством победы - возвращением первых аккордов увертюры. Действие I и V образуют арку, переброшенную через оперу.

Внешних событий в «Руслане и Людмиле» мало. Преобладает рассказ, повествование и ария, раскрывающая внутренний мир героя. Каждая ария выражает строй образов, мыслей и чувств героя, его душевный мир. Но ария единична, она говорит о частном опыте личности. В музыке Глинки благодаря высочайшей степени обобщенности ария выражает мысли и чувства данного героя и человека вообще.

Душевная близость и любовь Руслана и Людмилы выражены с помощью тематических связей. Так, в аллегро арии Руслана «О Людмила! Лель судил мне радость» встречаются попевки ее каватины из I действия, а в сцене пробуждения Людмилы слышны отголоски арии Руслана (на это указал Б. Асафьев). Глинкинский метод тематических связей (здесь приведены только два примера из многих) получил широкое развитие в русской опере. Достаточно в данном случае сослаться на среднюю часть арии Игоря («Ты одна, голубка Лада») и плач Ярославны (обращение к Игорю). Но роль «Руслана» в развитии русской оперы - тема особая.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:51

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 21 марта
  • 4 сентября
  • 3 ноября
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту