План и характер

Категория: Русский оперный театр XIX века

План и характерВопреки утверждению Глинки опера создавалась не беспорядочно и случайно, но согласно осознанной авторской концепции. Это не значит, что замысел не претерпел изменений. Но это неизбежно; так менялись, например, план и характер «Дон Кихота», «Фауста», «Евгения Онегина».

«Первоначальный план», содержащий разметку действия и музыкальные эскизы ряда важных сцен «Руслана», явился результатом размышлений и поисков композитора. Иное в этом плане близко окончательной редакции, хотя некоторые подробности позднее видоизменены.

К моменту составления плана многие музыкальные эпизоды, преимущественно восходящие к пушкинскому тексту, существовали, другие были только намечены. Глинка представлял себе не только последовательность сценического действия, но и характер будущей музыки (такова намеченная автором стретта - «оцепенение» после похищения Людмилы). II действие по плану открывалось балладой Финна и «кратким дуэтом» с Русланом, затем должна была следовать «сцена Фарлафа с Наиной и его ария». Глинка предполагал построить эту сцену в быстром движении (allegro) и комедийно (bufia),но музыкальный набросок, в «плане», не вошел в оперу. Третий эпизод (картина) действия, как и в опере, рисовал мертвое поле и встречу Руслана с Головой. Не весь музыкальный материал вошел в оперу, и что важнее - многое в плане (речитатив и начало арии Руслана, в частности вся философская, медитативная часть, характеризующая размышления Руслана о жизни и смерти) здесь еще отсутствует. Можно сказать, что в «плане» отражена преимущественно сценарно-действенная, а не идейно-философская сторона.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:46

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • Китай в первой половине XIX в.
  • 11 января
  • Итальянское Возрождение
  • 23 апреля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту