Сценарий оперы

Категория: Русский оперный театр XIX века

Казалось бы, построить сценарий оперы на основе поэмы, столь богатой действием, нетрудно. Однако одной пушкинской фабулы для оперы мало, не говоря уже о том, что ее развитие в поэме дано вне драматическими средствами. Действие движется параллельными линиями, и автор свободно обрывает одну, чтобы начать другую. К тому же извлеченная из произведения «обнаженная» фабула теряет свою прелесть. Ведь очарование «Руслана и Людмилы» Пушкина не в сюжете, а в отношении поэта к событиям, в лирической и иронической окраске, неповторимом очаровании стиха.

В первоначальном плане «Руслана и Людмилы», составленном Глинкой, среди персонажей фигурировал Иван-царевич, появляющийся впервые в финале I действия, после похищения Людмилы и следующего за ним канона. Царевич участвовал и в III действии, как бы развеивая чары дев Наины (выполняя функцию, позднее отошедшую к Финну), затем в IV, где его приход разрушал волшебный сон Людмилы. Иван-царевич утешал сестру. Он участвовал и в V действии (дуэт с Ратмиром). Музыковеды по-разному пытались объяснить введение этого персонажа. Одни усматривали в нем королевича из пролога поэмы, который «мимоходом пленяет грозного царя» (предположение, ни на чем не основанное), другие видели в нем героя народной сказки.

Глинка нашел основание для введения в действие Ивана-царевича в тексте поэмы, где сказано глухо:
В толпе могучих сыновей
С друзьями в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал.

В этой безымянной толпе братьев Людмилы композитор и нашел Ивана-царевича.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:45

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 26 июня
  • 3 июня
  • 19 ноября
  • 21 декабря
  • 18 августа
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту