Эпически-героические образы

Категория: Русский оперный театр XIX века

Глинка воплотил эпически-героические образы поэмы, отказавшись от иронической пародийности, углубляя ярко национальный колорит действия и характеров. Фантастическая поэма превратилась в героически-сказочную национальную эпическую оперу. Г. Ларош верно указал: «Сказка Пушкина взята им (Глинкой. - А. Г.) с самой серьезной стороны: легкая усмешка над приемами и мотивами русской сказки превращена в глубокое благоговение перед нашей поэтической стариной». Развивая мысль Лароша, Б. Асафьев писал: «Глинка совершил полную метаморфозу в отношении «эротически-шаловливых» отголосков лицейского периода поэмы Пушкина с ее мальчишеским «любопытством». Он перевел эротику поэмы в план глубокого чувства (Горислава), размышления (Финн), ревнивой зависти (Наина, Фарлаф), девичьей капризности и тоски по милому (Людмила), культа наслаждения (Ратмир) - словом, всюду, всюду раскрыл человеческую любовь, как богатый творческий одушевленный комплекс ощущений и мыслей».4 Асафьев указал и на противоположность стремительного потока развертывания событий в поэме и величаво-мерного эпического склада оперы. Дело, разумеется, не в медлительности и громоздкости оперной структуры вообще, но в том, что быстрый темп комической оперы не соответствовал действию и характерам основных героев. Скороговорка подходила для Фарлафа и Наины, но не для Руслана или Баяна.

Мы не знаем, каков был первоначальный замысел оперы. Глинка искал помощи Пушкина не как автора либретто, а советчика. Шаховской был бессилен помочь ему, ибо в лучшем случае написал бы очередной вариант сказочной оперы, близкий к «Карачуну» либо «Чуровой долине». Между тем Глинка хотел вырваться из ее узких рамок.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:44

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 7 апреля
  • 12 ноября
  • 26 марта
  • 8 апреля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту