Неприятие частью зрителей и критиков «Руслана и Людмилы»

Категория: Русский оперный театр XIX века

Отсюда неприятие частью зрителей и критиков «Руслана и Людмилы», не понявших, что в этом произведении заключены новое содержание, новый мир образов, новые средства выражения. Необходимо соотнести «Руслана и Людмилу» с тем, что окружало оперу в русском театре, с тем, от чего отталкивался и что отрицал Глинка.

Принципы сценарного построения большинства волшебных опер долгое время оставались неизменными. Наиболее частая ситуация - злой чародей похищает невесту или жену славянского витязя.1 Витязю покровительствует добрая волшебница (волшебник). Злой кудесник, насильно удерживающий в своем замке красавицу, тщетно пытается добиться ее любви. Витязь попадает в царство похитителя и освобождает жену (невесту). Рушится царство зла, и добро торжествует. Этот нехитрый сюжет составляет основу действия не только «Ильи-богатыря» Крылова-Кавоса, но и «Карачуна» А. Шаховского - Антоно-лини, и «Ивана-царевича» Шеллера - Сапиенцы, «Добрыни Никитича» Кавоса и Антонолини, и других произведений. Интерес зрителя возбуждался театральными чудесами, чистыми переменами, провалами и неожиданными появлениями из люка, полетами, пиротехническими эффектами. Злой колдун нагромождал на пути благородного героя непреодолимые препятствия, насылал на него драконов и змей; покорные чародею красавицы пытались соблазнить витязя, но, отвергнутые им, тут же превращались в чудовищ. Волшебник, поняв неизбежность поражения, в бессильной ярости погружал красавицу в волшебный сон, от которого ее могло пробудить новое чудо.

Знакомясь со сказочными операми, входившими в репертуар русского театра, мы все время находимся в преддверии ситуаций (конечно, только ситуаций) глинкинского «Руслана». Сходство это не случайно. У авторов текста многих опер - Крылова, Шаховского, Лебедева (сочинителя «Жар-птицы») - был общий источник: русская сказочная литература XVIII века, произведения М. Чулкова и В. Левшина. Пушкин тоже опирался на эту традицию, а его поэма в свою очередь оказала воздействие на театр.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:41

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 4 февраля
  • 5 августа
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 7 апреля
  • 25 мая
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту