Поиски жанра будущей оперы

Категория: Русский оперный театр XIX века

Поиски жанра будущей оперы были нелегки. Не сразу определился ее характер. И мимо этих вопросов исследователь не имеет права пройти. Правда, Глинка почти не оставил нам прямых указаний. Почти не оставил. Обратимся к фактам.

Композитор писал в «Записках»: «Первую мысль о «Руслане и Людмиле» подал мне наш известный комик Шаховской; по его мнению, роль Черномора следовало писать для Воробьевой» (1, 179). Конечно, А. Шаховской, автор драматической трилогии «Финн», с успехом поставленной в 1824 году и воспроизводившей некоторые ситуации рассказа доброго волшебника о Наине, не случайно обратил внимание Глинки на поэму Пушкина. Талантливый драматург (сочинитель водевилей, сатирических комедий, романтических драм), Шаховской был автором и «волшебных представлений», в которых чудеса театральной машинерии играли немалую роль.

Мысль о том, чтобы поручить Воробьевой роль Черномора, так развеселившая некоторых исследователей Глинки, свидетельствовала о том, что Шаховской хотел, в соответствии с традицией «волшебной оперы», выдвинуть на первое место именно роль чародея, поручив ее лучшей оперной артистке. И в балете Глушковского «Руслан» (1821) Черномору принадлежала главенствующая роль; волшебник является основным героем оперы Верстовского «Пан Твардовский» и ряда других произведений.

Нет оснований предполагать, что Шаховской хотя бы косвенно участвовал в выработке сценария оперы Глинки, как он это делал по отношению к Верстовскому, начиная с «Вадима» и кончая «Чуровой долиной». Однако, изучая генезис «Руслана», мы не должны забывать о русской волшебной опере, в становлении которой Шаховской сыграл видную роль.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:40

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 19 июня
  • 2 июля
  • 17 августа
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту