Путь Пушкина

Категория: Русский оперный театр XIX века

Путь Пушкина с середины 30-х годов вел к реалистической прозе, философской лирике и трагедии, и он не мог возвратиться к гедонистическим настроениям юношеских лет. К тому же при всей симпатии и расположении к Глинке поэт, конечно, не стал бы сочинять для него либретто.

Еще в 1823 году, узнав, что Верстовский задумал оперу-водевиль, а Вяземский собирается участвовать в создании текста, Пушкин спрашивал его: «Что тебе пришло в голову писать оперу и подчинить поэта музыканту. Чин чина почитай. Я бы и для Россини не пошевелился» (Пушкин, т. XIII, 73). Позиция поэта не изменилась и позднее. Он помогал композитору А. Есаулову, когда тот задумал оперу, «сосватав» ему либреттиста А. Вельтмана, помогал советами Глинке в пору его работы над «Иваном Сусаниным», но это не значит, что он согласился бы составить либретто даже по собственной поэме или что Глинка решился бы его об этом просить.

Бесплодно гадать о том, какие изменения внес бы Пушкин в текст поэмы, да и внес ли бы он их. Композитор сочинял оперу без участия Пушкина (она как бы посвящена его памяти- вспомним вторую песню Баяна).

Нам еще придется говорить далее о переосмыслении Глинкой образов поэмы, о глубоком философском и этическом содержании оперы. Но при всем различии обоих произведений Глинка верен Пушкину в главном - в оптимистическом взгляде на жизнь, вере в конечное торжество добра и света. Углубление образов в опере по сравнению с поэмой закономерно и естественно. Ведь Глинка воспринимал юношескую поэму Пушкина в контексте всего творчества поэта и пути, пройденного русским искусством за 20 лет (1820-1840). Поэтому, если Пушкин не принимал непосредственного участия в сочинении либретто, в создании «Руслана» действенно участвовала его поэзия.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:39

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 15 октября
  • 14 ноября
  • 2 марта
  • 20 сентября
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту