Ходульная мелодрама Полевого

Категория: Русский оперный театр XIX века

Ходульная мелодрама Полевого, прославляющая царскую милость (дочь ссыльного, сосланного за уголовное преступление, пешком добирается до Москвы и вымаливает у царя прощение отцу), в музыке Струйского утратила признаки жизненности, отмечающие сибирские сцены пьесы. Музыка лишена национального колорита; попытки применения сложных контрапунктических форм оказались неоправданными. Тщетно Кони пытался уверить читателей, что «в опере Струйского мы видим свежесть идей и штиля, глубокое изучение контрапункта и много мелодии... опера Струйского возбудила в нас много прекрасных надежд, которые должны развиться из прекрасного начала, им сделанного... видим по его европейскому взгляду на национальность и драматизм музыки, [что] он может принести отечественному искусству большую пользу».

«Блистательные эти надежды» не оправдались. Вымученное, кабинетное сочинение было отвергнуто зрителем. Его не могло спасти участие А. Петровой и О. Петрова. Опера сошла со сцены, выдержав только три представления. Между тем в русском искусстве готовилось событие исторического значения - создание и постановка «Руслана и Людмилы».

Истоки замысла второй оперы Глинки известны в общих чертах; автор писал о нем крайне скупо. Отсюда возникновение легенд, переходящих из одной работы в другую, легенд, призванных заменить отсутствующие факты. К их числу принадлежит мнение, будто Глинка рассчитывал на участие Пушкина в написании либретто «Руслана и Людмилы» и что поэт дал на это согласие и только его смерть помешала драгоценному для русского искусства сотрудничеству двух гениев.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:39

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 24 декабря
  • 26 июня
  • 4 апреля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту