Пышные декорации

Категория: Русский оперный театр XIX века

Пышные декорации, богатые костюмы, торжественные кортежи, массы хористов и статистов, духовая банда на сцене (для этого зачастую вносились изменения в партитуры), вставные балеты, многообразные сценические эффекты привлекали внимание зрителей.

По свидетельству современников, петербургский театр по блеску и роскоши постановок превосходил многие западноевропейские. Так, Н. Греч, сопоставляя лондонский и петербургский спектакли «Семирамиды», безоговорочно отдавал предпочтение последнему. «В Лондоне,- писал он,- постановка опер скудная. Декорации посредственны. Хоры жидки. Как можно сравнивать представление «Семирамиды» в Петербурге с лондонским. У нас великолепно, полно, живо; здесь (т. е. в Лондоне) бедно, тоще, слабо. У нас сделано все, что можно; здесь не делают и половину того, что должно». Ему вторил Булгарин: «Великолепием наши зрелища превосходят парижские, по сознанию очевидцев».

В петербургских спектаклях 30-40-х годов главенствовало зрелищное начало. Нередко музыка отступала на задний план перед декорациями. Гениальные исполнители, прежде всего Петрова-Воробьева и Петров творили самостоятельно, без помощи капельмейстера (после смерти Кавоса в 1840 г.).

Героико-романтическая направленность зарубежного репертуара умерялась и ослаблялась при переводе и переделке текста. III отделение и Николай I тщательно следили за тем, чтобы на сцену не проник даже отзвук вольнолюбивых идей. Поэтому переводчики нередко превращались в драматургов, менявших ситуации, сюжет, эпоху, характеры, имена героев. Борьба за свободу была темой запретной.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:23

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Международное рабочее движение во второй половине XIX — начале XX в.
  • 9 октября
  • 17 января
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 8 апреля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту