Нелепое суждение

Категория: Русский оперный театр XIX века

Повторяя чье-то нелепое суждение, издатель «Северной пчелы» утверждал: «Музыка для оркестра написана слишком низко, т. е. на низкие ноты; отчего эффект оркестра незначителен, а отдельные инструменты не обозначаются». Не смея вовсе отрицать достоинств оперы, Булгарин снабдил похвалы множеством оговорок: «Музыка его [Глинки] оперы, в целом, превосходная, бесподобная, прелестная, восхитительная, но думаем, что опера далеко отстала от музыки... Хоров в ней слишком много и хоры эти слишком растянуты... Мало отдельных арий, мало дуэтов, терцетов и проч. Следовательно, мало действия, мало жизни в опере». Отвергая тезис Одоевского, что опера Глинки кладет начало русской национальной музыке, Булгарин противопоставил «Ивану Сусанину» «Мельника - колдуна, обманщика и свата»! «У нас уже была идея русской народной музыки, - писал он. - Идея эта появилась в опере «Мельник». .. Это пьеса в веселом роде, но в ней есть ход, действие, движение - все то, без чего не может существовать пьеса трагическая».

Еще несколько лет спустя раздавались голоса о превосходстве «Ивана Сусанина» Кавоса над оперой Глинки. Так, в 1840 году «Северная пчела» писала: «Несмотря на все похвалы, которыми недавно осыпали большую оперу,.. если бы оба сочинения были представлены для состязания, старая партиция Кавоса, быть может, и теперь еще взяла бы верх над новою. Гений, подражающий в искусстве природе (Кавос!), всегда торжествует над талантом, который ограничивается копией (Глинка!)».

В статьях Булгарина содержались и намеки, носившие политический характер. Булгарин, будто невзначай, уронил замечание о несоответствии оперы высокой теме: идея произведения (преданность царю), писал он, теряется в музыке.

Опубликовано: 5-03-2013, 01:20

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 1 июня
  • 29 февраля
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 31 марта
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту