Интерес к «изобретению» Роллера Жуковского

Категория: Русский оперный театр XIX века

Интерес к «изобретению» Роллера Жуковского был столь велик, что зрители приходили наслаждаться зрелищем нарисованной толпы и царского поезда, не обращая внимания на музыку и согласованность с ней сценического действия. Н. Кукольник писал в статье, посвященной декоративной части петербургских театров: «Красную площадь мы почитаем лучшим подвигом г. Андрея Роллера на русской сцене. Местность сохранена с достаточною верностию; освещение умно продумано; перспективная раскладка недвижных партий народа угадана отменно хорошо». Вместе с тем, отмечая искусство художника, Кукольник указывает на самодовлеющий характер эффектов, введенных в эпилог, и их успех у зрителей: «Даже отдаленный [царский] поезд и массы, двигающиеся вдали, хотя и не соглашены с ходом пьесы и по исполнению представляют дерзость опасную, но как счастливый успех оправдал вполне художника, то мы и не смеем в речь нашу бросить слова укоризны. Очарование продолжается уже пятнадцать раз, публика не может привыкнуть к обману, увлекается с равным эффектом и г. Роллер прав». Еще бы он был не прав, если среди тех, кто «увлекся» его выдумкой, был Николай I, «пожаловавший» декоратору драгоценный подарок. Нарисованная на заднем плане толпа и движущаяся золоченая колымага с «царем» за Спасскими воротами понравились многим больше, чем гениальное «Славься», принесенное в жертву этому сомнительному эффекту.

Художественный успех оперы был в значительной степени обязан исполнителям - Петрову и Воробьевой-Петровой. Роль, сыгранная этими артистами в утверждении музыкально-сценической традиции интерпретации оперы, безмерно велика, но еще более значительна роль самой оперы в творческой жизни обоих певцов.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:47

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 19 июля
  • 12 мая
  • 14 октября
  • 8 апреля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту