Разрыв между симфонически-хореографическим замыслом

Категория: Русский оперный театр XIX века

Нигде с такой ясностью не проявлялся разрыв между симфонически-хореографическим замыслом Глинки и примитивным его воплощением, как в польском действии. Отечественный музыкальный театр сумел найти верное танцевальное решение много позднее, когда русский балет вслед за другими искусствами достиг зрелости.

II (ныне III) действие оперы развертывается в избе Сусанина. Это была, по-видимому, стандартная декорация, лишенная национальных признаков. Представление о ней могут дать монтировки той поры. «Театр представляет русскую избу. В середине задней кулисы большая печь. С левой стороны небольшое полузамерзшее окно, на правой стороне дверь... На сцене несколько простых скамеек, впереди налево простой стол».

Сохранилась монтировка драмы Н. Полевого «Костромские леса» (1841), написанной на ту же тему, что и опера Глинки. При ее постановке были использованы декорации «Ивана Сусанина». «Внутренность большой и опрятной русской избы... На правой стороне окно, на левой стороне дверь в другую часть избы, в средине дверь и печка... На правой стороне стол, накрытый новой белой скатертью, на столе стоит хлеб, солонка деревянная, тарелки... У стола скамейки, и по стенам расставить скамейки. У печи светец с зажженною лучиною».

Ремарка III действия оперы (партитура) носит аналогичный характер: «Театр представляет внутренность избы Сусанина. Посредине входная дверь. В боку дверь, ведущая во внутренние покои. В противоположном боку окно». Дошедший до нас рисунок Гагарина (1839), изображающий прощание Сусанина с Антонидой и Ваней, позволяет представить в общих чертах планировку.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:43

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 10 августа
  • 11 июля
  • 4 июня
  • 20 октября
  • 14 ноября
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту