Крестьяне села Домнино

Категория: Русский оперный театр XIX века

Сходно с Сусаниным были одеты и другие крестьяне села Домнино, в том числе Ваня. На рисунке, изображающем Петрову-Воробьеву в роли Вани в сцене у посада, у нее та же четырехугольная кучерская шапка, обшитая мехом, что и у Сусанина - Петрова.

Если крестьяне были облачены в армяки и кафтаны, то Антонида в I действии щеголяла в цветном «русском сарафане», красной душегрейке поверх длинной белой рубахи и в «котах». Также были одеты другие крестьянки. Головы девушек украшали кокошники и фата. Волосы Антониды повязывала алая лента. На девичник к Антониде приходили ее подруги в киках (головной убор замужней женщины), что свидетельствовало о пренебрежении режиссера к бытовой и исторической правде: подружками невесты могли быть только девушки. Однако упрекать за это оперный театр 30-х годов несправедливо. Задача точного воспроизведения старины встала перед русской сценой не ранее 60-х годов, то есть в пору общественного подъема, расцвета исторической науки и художественной культуры. Пушкин и Глинка опередили театр своего времени на несколько десятилетий.

Контуры сценического воплощения I действия представлялись в следующем виде. «При поднятии завесы на сцене видна толпа крестьян»,- указывает Ф. Толстой. Ремарка партитуры говорит о том, что «мужчины и женщины с разных сторон возвращаются с работы». Затем «хор девушек появляется вдали и, приближаясь понемногу, поет мелодию, обозначенную в ритурнели на слова «Весна свое взяла». «По окончании хора поющие расходятся». Партитура поясняет: «Хоры разделяются и уходят со сцены», то есть в правую и левую кулисы. Выходы и уходы исполнителей подчеркивали членение на отдельные номера.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:41

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 19 июля
  • 21 декабря
  • 14 апреля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту