Зрители премьеры

Категория: Русский оперный театр XIX века

Что же увидели зрители премьеры, когда взвился голубой с золотом занавес? В передаче колорита эпохи не могло быть ни подлинного историзма, ни верности быту. Русские крестьяне в драмах и операх 30-х годов носили условные «славянские костюмы», а ратники - рыцарские панцири и шлемы. Столь же условны были костюмы других народов, хотя художники и обращались к старинным гравюрам. Нам, еще придется коснуться этого вопроса.

При постановке произведений на исторические темы в русском театре 30-х годов не выдвигались требования верности эпохе и национальному характеру, хотя в драматургии (Пушкин) и опере (Глинка) утверждался принцип историзма. Поэтому в сценической практике декорация, изображающая так называемый «готический зал», могла служить фоном действия и в драме, посвященной жизни древнего Новгорода.2 «Гишпанские костюмы» надевали датчане Гамлет (Каратыгин), Клавдий (Брянский), Офелия (Асенкова) и норвежец Фортинбрас. «Готический» и «гишпанский» в театральной практике той поры соответствовали некоему условному общеевропейскому стилю Средневековья и Возрождения.

Для русских пьес и опер, действие которых развертывалось в Киевской Руси или в Смутное время в Москве, существовало определение «славянский»: славянская горница, славянский костюм, по существу, одинаковы в «Днепровской русалке» и «Аскольдовой могиле». Такова была практика. Но иногда костюмеры обращались к картинам, предметам быта - музейным экспонатам и создавали по требованию исполнителей центральных ролей одежды, более или менее отвечавшие исторической правде. Так было с Каратыгиным в ролях Велизария, Людовика XI и некоторых других.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:40

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие культуры в 1920—1930-е годы
  • 8 мая
  • 10 апреля
  • 29 февраля
  • Итальянское Возрождение
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту