Специфическое участие

Категория: Русский оперный театр XIX века

Помимо Глинки, значительное, хотя и специфическое участие в подготовке постановки принимал В. Жуковский. Ему принадлежал, как известно, текст основной части эпилога (включая трио Вани, Антониды и Собинина), а также эскиз сценической планировки финала на Красной площади, призванного передать ликование народа по случаю венчания Михаила Романова на царство. Возможно, что этот эскиз был создан поэтом при некотором участии либреттиста. В распоряжении музыкального критика газеты «Новое время» М. Иванова находился среди многочисленных автографов Розена составленный последним «подробный план декораций» сцены в лесу и эпилога. К сожалению, местонахождение этой планировки неизвестно.

Так как эскизы декорации эпилога А. Роллера до нас не дошли, мы лишены возможности узнать, в какой мере художник следовал указаниям Жуковского и Розена. Мы вообще располагаем крайне скудными данными о декорациях. Никто из современников не оставил сколько-нибудь подробного описания спектакля. Отзывы рецензентов об исполнителях и постановке носят общий характер. И все же, суммируя отдельные оценки, привлекая данные монтировок спектаклей и другие, частью неопубликованные, материалы, можно в известной мере восстановить хотя бы внешний облик постановки оперы Глинки в 1836 году.

Первое представление «Ивана Сусанина» было чрезвычайно торжественно: оперой Глинки открылся ново-отстроенный Большой театр. Отчет, опубликованный в «Русском инвалиде» и других газетах, был утвержден министром двора и носил официальный характер. «Зала украшена легко, приятно, просто и со вкусом. Плафон расписан арабесками. Парапеты лож белые, с золотыми выпуклыми украшениями, стены выкрашены светло-перловым цветом.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:38

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 8 июня
  • 21 октября
  • 22 января
  • 27 июля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту