Задача безмерной новизны

Категория: Русский оперный театр XIX века

Самостоятельно и оригинально поставить балет или танцы он был бессилен. А между тем Глинка выдвинул перед балетмейстером в «Иване Сусанине» задачу безмерной новизны. Дело заключалось не только в превосходстве музыки Глинки над балетными партитурами. Индивидуализируя образы представителей русского лагеря, композитор дал музыкально обобщенную характеристику шляхты. Но театр требует раскрытия в обобщенном несходного, характерного, индивидуального. Балетмейстер должен был населить сцену живыми персонажами. Ничего этого Титюс сделать не мог, даже если бы хотел. Многие современники, и в их числе В. Соллогуб, который до появления Розена неудачно пытался сотрудничать с Глинкой, также не поняли намерений Глинки. В «Воспоминаниях» автор «Тарантаса» указывает: «Мы разошлись (с композитором. - Л. Г.) по поводу II действия. На мой вопрос: из чего оно будет состоять? Глинка отвечал, что в нем будут польский, мазурка, краковяк и хор. «Помилуйте,- заметил я,-да это не действие, а дивертисмент. Не лучше ли будет вставить польские личности, придумать какое-нибудь движение, переплести его с крестьянскими русскими нравами и затем заключить самоотвержением Сусанина и спасением царя?..» Но Глинка только усмехнулся... «Ничего не изменю!»- сказал он наотрез». И в письме к Ф. Толстому Соллогуб указывал: «Я отказался от чести быть его сотрудником по поводу польского акта, на который он смотрел, по моему убеждению, как на интермедию, тогда как я хотел ввести действие... Я его, разумеется, не переупрямил».

Конечно, Соллогуб не понял замысла композитора. Все внутреннее действие польских сцен несла музыка, а балетмейстер должен был найти хореографическое ее выражение.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:38

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 8 марта
  • 11 марта
  • 31 марта
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 12 мая
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту