Сценические указания

Категория: Русский оперный театр XIX века

Так, были опубликованы подробные сценические указания по операм «Немая из Портичи», «Бог и баядера», «Жидовка», «Роберт-Дьявол» и многим другим. Но если дирекция Петербургской оперы щедро пользовалась плодами трудов инспектора сцены Парижской оперы Л. Паллианти для постановок опер Мейербера, Обера и Галеви (о чем речь пойдет в следующей главе), то в опере Глинки постановщик был предоставлен самому себе. Задача явно превышала его силы.

Режиссер оперной труппы М. Лебедев (1787-1854), которому выпала честь первой постановки «Ивана Сусанина», в прошлом оперный певец и актер. Эстетические вкусы Лебедева воспитывались на легковесных комических операх, на сказочно-волшебном репертуаре типа «Днепровской русалки» или «Чертовой мельницы», на интермедиях и дивертисментах. Сочиненный им (вероятно, в сотрудничестве с А. Шаховским) текст волшебной оперы «Жар-птица» отражает эклектические вкусы автора. Разумеется, этот режиссер не мог найти достойного сценического воплощения народной оперы. Поэтому он, как обычно, лишь разметил выходы основных персонажей и указал место расположения хора, словно бы речь шла о постановке рядового дивертисмента. Никакой помощи и указаний от постановщика исполнители не получили и получить не могли. М- Лебедев легко и уверенно чувствовал себя в тех спектаклях, где он мог распоряжаться «чудесами» театральной машинерии, то есть в волшебной опере. Но в «Иване Сусанине» не было ни «полетов дракона», ни падений в трап, ни превращений, ни чистых перемен. (Нам еще придется коснуться этого вопроса в связи с постановкой «Руслана и Людмилы».)

Глинке, не посчастливилось ни с режиссером, ни с балетмейстером. Титюс, сменивший Дидло, также ограничивался копированием парижских спектаклей.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:37

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 9 августа
  • 29 февраля
  • 8 апреля
  • 8 марта
  • 20 июля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту