«Сусанинское» в русской музыке

Категория: Русский оперный театр XIX века

Не будет преувеличением сказать, что «сусанинское» в русской музыке всегда связано с воплощением чувств, характеров и идей патриотических, возвышенных, благородных. Мы как бы обнаруживаем отдельные черты музыкального образа Сусанина у Досифея (печаль о бедах, постигших русскую землю), у Собакина (счастливого отца, благословляющего дочь на брак, в преддверии несчастья), у Кочубея (смертная мука и духовное величие) и т. д. Не только Сусанин, но и Собинин, Антонида, Ваня оставили неизгладимый след в русской опере. Героическая песня, запеваемая Собининым и подхватываемая дружиной, вызвала к жизни и песню псковской вольницы, и песню Садко «Высота ль, высота поднебесная», и многое другое. Глинкинские ансамбли послужили образцом и примером для Даргомыжского, Римского-Корсакова и многих других.

«Иван Сусанин» не сразу попал на сцену. Глинке предстояло победить сопротивление директора императорских театров А. М. Гедеонова, который с явным намерением провалить оперу направил ее на отзыв Кавосу. Слух о его пристрастности и интригах опровергнут Глинкой. Однако, несмотря на это, легенда, не имея фактической основы, продолжала жить. Б. Асафьев, приведя слова Глинки о доброжелательном отношении Кавоса, комментирует их следующим образом: «Позволяю себе усомниться в легенде, пущенной в оборот самим Глинкой, о благожелательности - альтруистической - композитора и дирижера итальянца Кавоса к «Сусанину». Так в театре дела не делаются». «Чтобы Кавос не интриговал, необходимо было, чтобы ему было известно, что музыкой Глинки интересуются люди весьма высокие». Утверждения эти беспочвенны.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:35

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 25 октября
  • 29 июня
  • 2 октября
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 6 декабря
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту